Находка, переданная военно-историческому музею поисковым клубом «Наследие», восстановила одну из малоизвестных страниц периода фашистской оккупации.
Речь идет о крупном фрагменте узкоколейной железной дороги, найденном поисковиками год назад. За минувшее время 300-килограммовый цельнометаллический артефакт был очищен от ила и ржавчины, идентифицирован и, как было обещано, передан в дар военно-историческому музею.
Уникальная находка
– Наш клуб официально создан в начале года, – говорит его учредитель Олег Копин, – но в поисковой деятельности мы давно. Участвовали в полевых вахтах вместе с военно-патриотическими клубами «Самолет» и «Патриоты Орловщины». В ходе весенней Вахты памяти приняли участие в перезахоронении останков 214 воинов на Кривцовском мемориале в Болховском районе. Самостоятельно подняли останки и с высокой вероятностью установили имена двух бойцов, но пока информация перепроверяется специалистами, называть их рано.
На нашем счету немало совместных находок, среди которых крупные фрагменты танка и самолетов времен Великой Отечественной войны. Мотор одного из них уже демонстрируется в военно-историческом музее.
Шестиметровый пролет узкоколейки – тоже совместная находка. Ее обнаружили в июле прошлого года на дне Оки в районе деревни Оптухи Орловского района. Интересна тем, что была изготовлена на заводе известной немецкой фирмы еще до Первой мировой войны, о чем свидетельствует клеймо на рельсе. Более того, после 1914 года фирма прекратила производство таких рельсов. В 20-30 годы их еще можно было увидеть на территории Европы. Так что подаренный музею фрагмент – едва ли не единственный сохранившийся экземпляр в современной России.
Архивы свидетельствуют
Поиски в архивах и специальной литературе подтвердили: в Орёл узкоколейка попала из Польши. Там демонтировали старую дорогу, чтобы в срочном порядке проложить 60 километров от Оптухи до Болхова. В период оккупации Оптуха для фашистов была важным стратегическим пунктом, здесь располагались крупные военные склады. Отсюда в Болхов, ближе к линии обороны, подвозились снаряды, а назад в Орёл из болховской шахты «Ленинской» везли уголь. Удобна была узкоколейка и для заготовки дров в окрестных лесах.
– Архивы показали, что проект строительства железной дороги шириной колеи 600 мм с последующим соединением с Московско-Курской линией разработан в России еще в конце ХIХ века, но по разным причинам не был воплощен в жизнь, – пояснил руководитель клуба Николай Машихин. – Так что оккупанты лишь воспользовались готовыми чертежами и планами, а строить дорогу заставили военнопленных из ближайших концлагерей. Предполагаем, что вдоль бывшей узкоколейки скрыто немало стихийных захоронений.
Дорога активно использовалась до самого освобождения Орловской области. В 1944 году участки, пострадавшие от бомбежек, начали восстанавливать, и узкоколейка прослужила еще около 20 лет. В одной из своих книг известный краевед Виктор Емельянов вспоминал, что во время войны довелось ему добираться к родителям в Болхов этой дорогой. Она была очень извилистой, словно тропинка, петляла среди оврагов и заболоченных мест, потому что была проложена по упрощенному, малозатратному варианту, исключающему отсыпку полотна и строительство мостов через овраги.
Потом необходимость в ней отпала. В октябре 1963 года исполком Орловского областного Совета депутатов трудящихся принял решение о демонтаже дороги, который завершился 1 июля 1964 года. Каким-то образом несколько фрагментов во время весенних полевых работ просто столкнули в реку. Здесь спустя полвека под пятиметровым слоем ила и воды они и были обнаружены дайверами клуба «Наследие».
Готовится автопробег
– Наш клуб определил для себя главное направление – это изучение акваторий орловских рек, – делится планами Олег Копин. – На свои средства мы приобрели необходимое снаряжение, договариваемся по поводу аренды подъемной техники, проводим экспедиции с изучением местности, встречаемся со старожилами, перепроверяем полученную от них информацию. Уже есть несколько адресов, которые нас заинтересовали.
Но прежде чем опускаться на дно рек, поисковики намерены завершить начатое на земле. Уже сегодня они готовятся к автопробегу по маршруту Орёл – Оптуха – Болхов. По карте, на которой отмечена кривая линия бывшей узкоколейки, они планируют посетить несколько населенных пунктов, провести митинги памяти, установить поминальные кресты на местах бывших концлагерей, встретиться с молодежью. Олег Копин, Николай Машихин и более 30 их единомышленников по клубу убеждены, что в ратной истории края есть еще немало белых пятен, изучение которых – дело не только историков и официальных краеведов, но и людей, чувствующих свое духовное родство с предыдущими поколениями, тех, кому близко и дорого все, что связано с историей их малой родины.
Валентина Новошинская