19 июня православный мир отмечает один из самых главных праздников – День Святой Троицы (Пятидесятницу)
В Свято-Троицкой церкви это престольный праздник. Здесь соберется много прихожан, чтобы вместе с митрополитом присутствовать на соборном богослужении – радостном и светлом. О том, как православному человеку встречать этот праздник, рассказывает священник Троицкого храма отец Дионисий (Костомаров).
– Батюшка, трудно назвать христианский праздник, в котором так тесно переплетались бы традиции церкви и язычества. Внесите, пожалуйста, ясность…
– Есть такое выражение: Русь была крещена, но не была просвещена. К сожалению, ситуация актуальна и для сегодняшнего дня: человека нужно не только окрестить, но своевременно научить и основам веры.
Крещение Руси оказало огромное влияние на культуру, на формирование литературы, традиции летописания, архитектуры, в том числе храмового строительства, монастырей, – все это пришло на Русь вместе с христианством. Но при этом языческие обычаи и обряды вот уже более тысячелетия сохраняются в памяти поколений. И бороться с ними бессмысленно – нужно просто просвещать, добиваясь понимания, что православный человек не должен верить ни приметам, ни сглазам, ни порчам. Пока это не получается, и языческий подход занимает еще немало места в нашей бытовой жизни.
– Может, потому, что христианская Троица в народном сознании соединилась с языческим Семиком, седьмым четвергом после Пасхи, – с его поклонением березе, девичьими гаданиями на замужество, венками для задабривания русалок?
– Да, это так. В церковном году наиболее глубокое языческое восприятие помимо Троицы сохранилось также у Масленицы. Если церковь воспринимает этот день как Прощеное воскресенье, как день покаяния, духовной и телесной подготовки к Великому посту и Пасхе, то народная память сохранила этот день как массовые забавы и гулянья в честь проводов зимы и встречи весны.
Что касается Троицы, то торжество и значимость этого дня церковь наполнила новым смыслом, борясь с языческими традициями не уничтожением, а преображением. Но по логике церковных событий мы помним о том, что на 40-й день после Пасхи отмечается Вознесение Господне. Когда Господь вознесся, то Он пообещал, что не оставит учеников одних, пошлет им Духа Святого, что и происходит через 10 дней, в день Пятидесятницы, или Троицы. Иначе говоря, люди не остались одни, Он с ними и просит, чтобы апостолы разнесли эту благую весть по всему миру. Вот почему главное в этом празднике не обрядовость, пусть и очень красивая, а осмысление высокого значения этой благой вести: мы не одни на земле, нас любят, милуют, спасают, направляют. Чтобы осознать это всем сердцем, нужно прийти в храм, послушать проповедь, вслушаться в евангельское слово об этом празднике, в пение хора, по возможности причаститься…
– Дню Троицы предшествует Троицкая родительская суббота, которая в православной церкви считается Вселенской родительской субботой. Как правильно провести этот день?
– Так же, как все остальные дни поминовения. Важно, чтобы ничто не отвлекало от молитвы об усопших. Нужно прийти в храм и молитвенно вспомнить людей, дорогих вашему сердцу, посетить кладбище, почтить память ушедших добрыми делами. Тем более, что одна из древнейших традиций этого дня – помогать бедным и нуждающимся.
– Мы заговорили о смерти — в ней тоже много обрядовости, восходящей к язычеству. Как церковь к этому относится?
– Знаете, когда приходишь отпевать покойника, видишь занавешенные зеркала, деньги или личные вещи в гробу, слышишь вопросы, как развязать платочек или высыпать хлеб, понимаешь, что родственников, прежде всего, заботит обрядовая сторона последних проводов. Для Бога, к которому отправляется душа, это все не важно, не материальных даров Он ждет от нее. Для Него главное — верил ли человек, каялся, сострадал, прощал, совершал ли добрые дела.
Так же важно для Него и то, как чтят живущие память об умершем. Дорогие памятники и надгробья – это для тела. А покинувшей землю душе нужна только молитва, которая связует и людей, и Бога с людьми, и человека с миром живых и мертвых. Именно она, а еще добрые дела во имя усопшего – самые сильные проявления любви. Обо всем этом нужно помнить и в Троицкую родительскую субботу, и во все остальные дни церковного года.
– Позвольте еще вопрос, связанный с темой души. Пасха — праздник живых. А многие православные проводят его на кладбище. По-христиански ли это?
– Эта традиция восходит к советским временам гонения на церковь. Из трех десятков храмов в городе осталось несколько действующих, и люди, не имея возможности свободно прийти в них, не попадаясь на глаза комсомольским и иным кордонам возле церквей, были вынуждены выезжать на кладбища и там праздновать Пасху. Для того времени это было лучше, чем ничего, но привычка так укоренилась, что ездят и сейчас, хотя в Орле уже более двадцати действующих храмов.
– При этом есть Радоница — девятый после Пасхи день, когда в церкви совершается особое поминовение усопших. Уже в восьми российских регионах по просьбам жителей он постановлением местных властей объявлен выходным днем.
– За православных этих регионов можно только порадоваться. Но давайте вернемся к Троице. В любом церковном празднике главное – как к нему готовиться. Рождество, Пасха и Троица – крупнейшие православные праздники. Их встреча обязывает христианина исповедаться, принять причастие, искренне помолиться. Эти 50 дней между Пасхой и Троицей – самое радостное, самое светлое время церковного года. Все языческие и церковные ритуалы сводятся в эти дни и недели к главному — молитве, добрым помыслам, словам и делам. Троица – праздник обновления жизни, поэтому только добром следует окружать себя в этот день.
Духовная радость совпадает с пробуждением природы, и человек всем сердцем, всей душой понимает, что он в мире не одинок, что Христос воскрес, что «жизнь жительствует». В этом легко убедиться, придя в эти дни в Церковь. Ведь церковь – это не то место, где человек что-то теряет, но, наоборот, где приобретает. И приобретает самое главное – Бога, а с Ним – любовь, веру и добро.
Записала Валентина
НОВОШИНСКАЯ