Орловская спортсменка Евгения Овчинникова в сентябре стала чемпионкой России по конному троеборью. Первое место она заняла, выступая с вывихом локтя.
Играющий тренер
Евгения мечтала заниматься конным спортом с детства. После многочисленных просьб родители отвели ее на ипподром. Так она стала воспитанницей своего бессменного тренера Сергея Попова. Энтузиаст своего дела, в самые сложные годы он возил детей на соревнования за собственные деньги.
Овчинникова быстро стала показывать хорошие результаты. В 2002 году команда по конному спорту из ЦФО приняла участие в юношеской олимпиаде в Москве и заняла третье место.
— Это были невероятные впечатления! Открытие состоялось в Лужниках, мы жили в Олимпийской деревне, построенной к 1980 году. Тогда я почувствовала, что хотела бы связать свою жизнь с профессиональным спортом, – рассказывает Евгения.
В 2009 году Сергею Попову предложили возглавить областную конно-спортивную школу в Ледно. Он позвал с собой на тренерскую работу Евгению Овчинникову. С тех пор она и тренер, и действующая спортсменка одновременно.
Тогда школа находилась в очень сложном положении.
– Сергей Сергеевич не может, чтобы все было абы как. Он начал вкладываться в школу, развивать ее. Мы смогли привлечь в конюшни частных коневладельцев, которые разрешают нашим воспитанникам выступать на их лошадях. Лошади, которые принадлежат школе, конечно, уже немолоды. После моей недавней победы областные власти обещали помочь с приобретением лошадей. Посмотрим, – говорит спортсменка.
Травма и победа
Троеборье — конные соревнования, где спорт-смен сразу выступает в трех дисциплинах. Это манежная езда, когда на лошади исполняются различные фигуры; кросс по пересеченной местности; конкур — преодоление препятствий. Соревнования длятся три дня — лошадь и спортсмен должны показать не только выучку и мастерство, но и выносливость.
К сожалению, на кроссе Евгения упала вместе с молодым конем Дрездоном и вывихнула локоть. Кросс по пересеченной местности — очень сложный этап, подготовиться к которому полностью невозможно. На трассе организаторы могут подготовить самые разные сюрпризы. Иногда лошадей пугают конфигурации барьеров, сложные прыжки.
– Вывих мне вправили. Долго не хотели допускать к третьему дню соревнований. В конце концов врач вынес вердикт: двигательные функции руки сохранены. Выступать в конкуре разрешили. А я даже не рассматривала вероятность того, что прерву участие в чемпионате. Это соревнования, поездку на которые для нас оплачивала область. Я не могла, не имела права выступить плохо, приехать без результата. Конь на третий день как будто все понял — вез меня, как хрустальную вазу, управляла одной рукой. Все отметили, что он никогда так хорошо не прыгал. Боли я не чувствовала — так собрала себя, настроила, хотя врач предсказывал, что будет сильный отек. Однако боль и отек пришли только через сутки после падения, когда я уже победила, – рассказывает Евгения.
Склонить к сотрудничеству
Евгения Овчинникова и ее тренер сами готовят лошадей для команды. Покупать молодняк гораздо дешевле да и удобнее тренировать коня сразу под себя и своих воспитанников.
Так было и с конем Орионом, на котором Евгения выступала на чемпионате России. Это сейчас он вышколенный послушный конь, дважды чемпион России, на которого можно посадить ребенка. А по молодости был, как говорит Евгения, «шебутной дикий мустанг».
– С русскими лошадьми выступать на сложных трассах проще, чем с иностранными. Наши умеют включить бойца и пройти гладко даже совсем незнакомую полосу препятствий — только за веревки держись! Иностранные же должны четко знать задачу. Сложно объяснить, как мы находим общий язык с лошадью. Конечно, есть отработанные технологии заездки. Но главное: ты должен дать ей понять, что делать, как бы силой мысли, силой своего намерения. Лошадь нужно заинтересовать, склонить к сотрудничеству. Заставить ее хорошо работать с помощью силы, пытаясь сломать, особенно если конь с характером, невозможно. Со временем спортивные лошади сами входят в азарт, им нравится выступать, проходить сложные трассы, выполнять программу, – говорит моя собеседница.
На данный момент в конной школе в Ледно занимается почти 80 детей. Сейчас открыт набор.
Евгения рассказывает, что конный спорт напрасно считается более травмоопасным, чем другие. А вот представление о его дороговизне не лишено оснований — поначалу это доступно всем, но если хочется высоких достижений, придется вкладываться. Однако все компенсирует то, какими становятся дети после года-двух занятий в конной школе.
– Современные дети не такие, как лет 7-10 назад. Они живут в виртуальной реальности, почти не умеют общаться, не знают элементарных житейских вещей. Просишь: «Налей две трети ведра воды». Зависают все. Через некоторое время общения с лошадью у ребенка закаляется характер, он учится находить общий язык практически со всеми, — улыбается Евгения.
Елена Маслова