Министерство труда РФ подготовило законопроект, впервые в российском законодательстве устанавливающий специальные сроки для обращения работника в суд с иском о компенсации морального вреда. Причину появления этого законопроекта и его положения комментирует эксперт кафедры конституционного, административного и уголовного права, доцент Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Алексей Ястребов.
Данный законопроект разработан во исполнение постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2020 г. № 35-П, в котором Суд обязал законодателя внести изменения в действующее правовое регулирование, связанное с установлением указанных сроков. Поводом для этого послужило дело о проверке конституционности статьи 392 Трудового кодекса РФ, рассмотренное КС РФ. Рассмотрим это дело более подробно.
В Конституционный Суд РФ обратился гражданин, ранее отчисленный из академии ФСИН России за грубое нарушение служебной дисциплины. Затем он был восстановлен судом в должности курсанта, приказ о его отчислении признан незаконным. Затем этот гражданин подал новый иск в суд – о компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного отчисления из учебного заведения. Однако в удовлетворении этих требований решением суда, вступившим в законную силу, ему было отказано. При этом суд сослался на часть первую ст. 392 Трудового кодекса РФ, устанавливающий трехмесячный срок для обращения в суд о защите трудовых прав, который исчисляется со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права, т.е. со дня издания приказа об отчислении истца из академии ФСИН. Поскольку со дня издания данного приказа прошло более трех месяцев, суд отказал в компенсации морального вреда. Довод представителя истца о том, что срок обращения в суд должен исчисляться со дня вступления в законную силу решения суда о восстановлении истца на службе, суд признал несостоятельным.
Обращаясь с жалобой в Конституционный Суд РФ гражданин указывал, что ст. 392 Трудового кодекса РФ, примененная в деле, не соответствует Конституции РФ и нарушает его конституционные права, т.к. выступает в качестве основания для отказа в удовлетворении требования о компенсации морального вреда, причиненного незаконным увольнением, в том случае, когда сам факт нарушения прав и свобод установлен другим решением суда, вступившим в законную силу, поскольку этой нормой трехмесячный срок на обращение в суд, закрепленный данной нормой, пропущен.
Конституционный Суд РФ согласился с требованиями гражданина. В своем постановлении он обратил внимание на то, что в случае, когда требования о восстановлении нарушенных трудовых прав и о компенсации причиненного таким нарушением морального вреда заявляются работником (государственным служащим) раздельно, применение сроков, предусмотренных статьей 392 Трудового кодекса РФ, фактически может привести к тому, что на момент вступления в законную силу судебного решения, установившего факт нарушения прав работника (государственного служащего) и, соответственно, свидетельствующего о правомерности предъявления требования о возмещении морального вреда, трехмесячный срок истечет и удовлетворение этого требования станет невозможным.
Конституционный Суд РФ признал часть первую статьи 392 Трудового кодекса РФ не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она не содержит указания на сроки обращения в суд с требованием о компенсации морального вреда, причиненного нарушением трудовых (служебных) прав в тех случаях, когда требование о компенсации морального вреда заявлено в суд после вступления в законную силу решения суда, которым нарушенные трудовые (служебные) права восстановлены полностью или частично. Он обязал федерального законодателя внести в действующее правовое регулирование изменения, связанные с установлением сроков на обращение в суд с данными требованиями.
Законопроект, разработанный Министерством труда РФ, предлагает внести изменения в статью 392 Трудового кодекса РФ В нем предусматривается, что работник сможет заявить требование о компенсации морального вреда:
— одновременно с требованием о восстановлении нарушенного права прав (в этом случае должны соблюдаться общие сроки предъявления иска, установленные данной статьей);
— в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, которым полностью или частично восстановлены права работника.
Также планируют закрепить, что споры о возмещении морального вреда рассматривают только суды.
Принятие данного законопроекта создаст дополнительный правовой механизм для защиты трудовых прав граждан, поскольку позволит предъявлять иски о компенсации морального вреда, вызванного незаконным увольнением после вступления в силу решения суда о восстановлении работника на работе, — резюмирует эксперт кафедры конституционного, административного и уголовного права, доцент Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Алексей Ястребов.