Ресурсосбережение, обеспечение экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в настоящее время являются приоритетными направлениями в рамках реализации курса на устойчивое развитие российского государства. В начале 2018 года правительство РФ утвердило Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. В качестве основной цели обозначено формирование и перспективное развитие промышленности по обработке, утилизации и минимизации количества отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, с применением мирового принципа 3R (предотвращение образования отходов, повторное использование, переработка во вторичные ресурсы). Указанная цель подразумевает под собой максимальное вовлечение отходов в производственный оборот, планомерное снижение количества отходов, которые невозможно утилизировать, а также обеспечение этой отрасли промышленности современным высокотехнологичным оборудованием. Одна из основных ее целей – обеспечить максимальное использование отходов в качестве вторичного сырья для изготовления новой продукции или как минимум для получения энергии.
Россия пока критично отстает от развитых стран по уровню выборки и вторичной переработки отходов (для сравнения, в странах Европы свыше 60% бумажных отходов утилизируются и используются повторно. В России эта цифра с трудом дотягивает до 18%). По-прежнему, для производства бумаги, в год вырубается более 1200000 гектаров леса.
Одним из факторов, сдерживающих вовлечение отходов в хозяйственный оборот, является несовершенство нормативной правовой базы. Однако в последние несколько лет появились позитивные тенденции к незначительным изменениям.
Принят Федеральный закон от 03.07.2018 № 179-ФЗ, который корректирует статью 217 НК РФ. Эта статьи определяет перечень доходов, которые освобождаются от НДФЛ. С 01.01.2019 г. вступили в силу нормы Федерального закона № 89-ФЗ об отмене налога на доход от сбора макулатуры. Этот законопроект несколько лет находился на рассмотрении в Государственной Думе. Закон освобождает от НДФЛ доходы физических лиц от реализации собственной макулатуры, образующейся у них в быту.
Чтобы получить деньги за макулатуру, человек должен был доказать, что он владеет ею более трех лет (что почти всегда невозможно), после чего уплатить НДФЛ из, мягко говоря, скромной вырученной суммы. По мнению эксперта кафедры «Политология и государственная политика» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации Геннадия Мартынова, при таких условиях население мало было заинтересовано сдавать макулатуру в пункты приема, и продолжало относить ее на ближайшую свалку, так как не каждый гражданин согласен отдать свои бумажно-картонные сбережения безвозмездно, просто за идею спасения деревьев. Для многих важна и материальная сторона вопроса.
Федеральный закон № 89-ФЗ относит вопросы реализации реформы ТКО, включая плату за услуги по обращению с ТКО для населения, которые в свою очередь были подтверждены Минфином (Письмо от 28.11.2018 № 03-07-14/85863): в случае приобретения макулатуры у неплательщиков налога на добавленную стоимость, в том числе физических лиц (НДФЛ), обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость у покупателей макулатуры отсутствует, то есть был отменен НДС на реализацию макулатуры. Это побудило и население, и владельцев предприятий более охотно сдавать свои бумажные отходы на переработку. Это был первый шаг, а также толчок к развитию бизнеса на макулатуре.
Обязанность уплаты, во-первых, снижает экономическую привлекательность продажи вторсырья для граждан. Во-вторых, организаторы приема вторсырья вынуждены выступать в качестве налоговых агентов – вести учет всех сдавших его граждан. В итоге у компаний возникают расходы, делающие подобную деятельность непривлекательной и трудоемкой. Отмена НФДЛ позволит развить интерес инвесторов к деятельности и вовлечь максимальное количество граждан, подчеркнули в ведомстве.