К 125-летию со дня рождения Михаила Бахтина
Во всем мире М.М. Бахтин – философское божество: он открыл мир диалогов, диалогическое (не путать с идеологическим) сознание человечества. Диалоговые открытия М.М. Бахтина легли в основу многих исследований современного информационного века. Поэтому Бахтина называют философом не ХХ, а именно ХХI века.
Бахтин раскрыл тайну диалогов в произведениях М. Достоевского, в которых все говорят, но каждый слышит только себя. Открыл в ссылке, в тюрьме, на каторге. Вопреки всем мыслимым запретам, наложенным на него советской властью.
Известный род
Михаил Михайлович родился в Орле 5 ноября (17 ноября по старому стилю) 1895 года в доме на нынешней улице М. Горького. Правда, на месте дома теперь некая гостиница, а музей М.М. Бахтина, названный «Домом Бахтина» и вечно закрытый, приютился сбоку.
Отец и дед Михаила Бахтина были в числе выдающихся дворян – героев своего времени, плодотворно трудившихся ради могущества империи. Представитель их великого рода, орловский и курский помещик (полный тезка М. Бахтина) с дозволения царя потратил все свое состояние на строительство кадетского корпуса в Орле. За такое подвижничество, по величайшему указу, корпус стал именоваться Бахтина кадетский. В Орле жил и дядя Михаила – Иван Бахтин, полковник в отставке, известный в свое время поэт, публиковавшийся в московских сборниках.
Миша – второй ребенок в семье банковского служащего с шестью детьми – прожил в Орле 10 лет. В семье детей учили французскому, немецкому, латыни, здесь собирались лучшие люди города и ставились домашние спектакли. Но в 1903 году Орловский коммерческий банк был уличен в махинациях. Директора посадили. За финансовое благополучие банка отвечал дед Бахтина, член правления банка. Чтобы расплатиться по чужим долгам, он продал два крупных имения в Дмитровском уезде. Ушел с молотка и дом Бахтиных в Орле, а сына с домочадцами дед смог перевести работать в филиал банка в Вильно. Там семья жила до 1911 года, затем переехала в Одессу, где Михаил в 1913 году окончил гимназию, поступил в Николаевский императорский университет, а в годы революции перевелся в Петроградский университет.
Арест и ссылка
Бахтин восторженно принял революцию. Он воспринял советскую власть как приход свободы для личности, свободы творчества и возможности построить светлое будущее. Вместе с единомышленниками он занялся изучением в Петроградском университете творчества М. Достоевского, делал свои первые открытия в области лингвистики. В этом ему помогала соратница Елена Александровна Околович, вскоре ставшая его женой.
В 1929 году Бахтин был арестован по обвинению в участии в контрреволюционном кружке «Воскресение» и осужден на пять лет лагерей. Для больного хроническим множественным остеомиелитом это был смертельный приговор.
В тот период написать работу, вопервых, о запрещенном советской властью Достоевском, а, вовторых, прийти к оригинальной идее полифонии диалогов у Достоевского – это уже было самоубийственно в обстановке диктатуры пролетарского единомыслия. Спасая мужа, жена Елена Александровна отправила письма не только официальным лицам, но и друзьям, а также в Политический Красный Крест, откуда оно попало к Максиму Горькому. От гибели на Соловках спасло заступничество пролетарского писателя. Каторгу заменили высылкой в Казахстан, в кустанайские степи. Там он работал счетоводом.
Исследование длиною в 10 лет
После возвращения из кустанайской ссылки Бахтины пробовали устроиться в Саранске. Проработав в местном пединституте год, они перебрались в Москву. В столице, являясь внештатным сотрудником Института мировой литературы им. А.М. Горького, Михаил Михайлович работал в основном над книгой о Рабле. Тем не менее ему отказали в праве на проживание в столице. Супруги переехали «за 101й километр» – в городок Кимры на границе с Московской областью. По железной дороге Бахтин достаточно часто посещал Москву. Он пытался ускорить публикацию книги о Рабле и устроиться на работу в столице. В это время его здоровье стремительно ухудшалось.
Там же, в Кимрах, в 1938 году Бахтину сделали тяжелейшую операцию – ампутировали ногу. Одноногий ученый преподавал в местной школе немецкий язык и продолжал научную работу.
Труд «Франсуа Рабле в истории реализма» Михаил Бахтин закончил осенью 1940 года. Все попытки опубликовать книгу были тщетны: мешало и его положение высланного из столицы, и начавшаяся вскоре Великая Отечественная война. В итоге в 1944 году Бахтин принял решение о защите рукописи в качестве диссертации. Что и произошло в 1946 году, когда Бахтины уже жили в Саранске. В общей сложности он работал над книгой 10 лет.
Диплом о присвоении кандидатской степени ему вручили лишь в 1952 году, а напечатана книга «Франсуа Рабле в истории реализма» была в 1965 году.
Выйти из творческого небытия
В период жизни в Кимрах Михаил Михайлович вел активную переписку, периодически сам бывал в Москве. Известны его выступления в 1940 и 1941 годах в ИМЛИ с двумя докладами по теории романа, участие в конференции по творчеству Шекспира, проходившей в ЦДЛ.
Зима 1944–1945 годов тяжело далась Бахтиным. В письмах того времени философ сетует на то, что «плохое здоровье создает помехи рабочим планам». В 1943 году им была предпринята попытка устроиться в столичный институт – тщетно, в 1945м забрезжила перспектива работы в Ленинграде. Опять запрет «органов». В августе 1945 года Михаил Бахтин был переведен из 14й школы г. Кимры в Мордовский пединститут и назначен и. о. доцента по всеобщей литературе.
Вытащить угасающего философа из небытия удалось стараниями учеников лишь в шестидесятые годы.
Алексей Мироненко