15 ноября на сцене «Свободного пространства» состоится премьера – «В ожидании Годо» (16+) по одноименной пьесе ирландского драматурга Сэмюэля Беккета.
Кто этот Годо?
Сэмюэля Беккета называют ведущим драматургом театра абсурда.
«В ожидании Годо», написанная им в 1949 году, – статичная пьеса, в которой второе действие с незначительными изменениями повторяет первое. В то же время это – настоящая история, глубокая и, пожалуй, действительно необходимая зрителю здесь и сейчас.
Главные герои словно застыли во времени, привязанные к конкретному месту, где они ожидают Годо. Предполагается, что встреча эта освободит их из замкнутого круга, а кажущееся бесцельным существование обретет смысл.
Кто такой этот Годо? Однозначного ответа на вопрос не существует по сей день. Комуто кажется, что под этим именем подразумевается сам Бог, другие полагают, что речь идет о Смерти. Быть может, о комто еще. Не исключено, что именно так автором и задумывалось: Годо у каждого свой, и вполне может быть как конкретной личностью, так и Высшим разумом, либо событием, которое разделит жизнь на «до» и «после».
В нужное время
Подробно говорить о спектакле, особенно пока он не представлен широкой публике, было бы, пожалуй, не лучшим решением, однако Вера Анненкова и ее команда, кажется, совершили невозможное: рассказали многое, но сделали это так, что увидеть «В ожидании Годо» захотелось еще сильнее.
– Само решение взяться за этот материал является для театра достаточно смелым, если не сказать больше, – делится режиссер.
На сегодняшний день в репертуаре «Свободного пространства» уже есть два спектакля, поставленные Верой Анненковой, это «Лес» (16+) и «Золушка» (6+), и как говорит она сама, возвращение в театр с «Годо» стало для нее весьма символичным.
– Мы не делаем из этой постановки тайну за семью печатями и прекрасно отдаем себе отчет в том, что это прежде всего не кассовый спектакль, а своего рода разговор со зрителем по душам, – продолжает Вера Анненкова. – Со стороны администрации театра поставить «В ожидании Годо» – достаточно смелый шаг. В то же время формула «Время, место, коллектив» работает всегда, и я ни секунды не сомневалась в том, что артистам «Свободного пространства» удастся воплотить эту пьесу на сцене так, что ее будут смотреть на одном дыхании.
Действительно, работать над произведениями, подобными тому, о котором идет речь, может лишь команда истинных единомышленников, – в противном случае просто ничего не получится. Так и в «Свободном пространстве» спектакль ставили, придерживаясь общего мнения: он станет своеобразным ответом на самый актуальный в настоящий момент запрос общества: «Поговорите со мной о том, что происходит».
– Ветераны говорили, что война – это прежде всего «одуряющее ожидание конца». Точно так же и все мы сейчас ждем развязки сложившейся в мире ситуации, не зная, что будет завтра. Сколько еще предстоит ждать, никому неизвестно, и в то же время каждый знает, насколько невыносимым само ожидание может быть, – развивает мысль режиссер. – Я верю, что увиденное отзовется в каждом, кто придет на спектакль.
Художественный руководитель «Свободного пространства» Сергей Пузырев в свою очередь добавляет, что каждая постановка, представленная на сцене в это непростое время, должна быть особенной.
– Мы имеем возможность играть, встречаться со зрителем, и это дорогого стоит, – отмечает он. – Приходя в театр, люди заведомо знают, что несколько часов кряду им придется соблюдать определенные ограничения. И тем не менее, на сколько бы процентов ни был заполнен зал, наши зрители здесь. Это значит, что каждый их визит сюда, каждый спектакль мы должны сделать нужным и неповторимым.
До мельчайших деталей
В спектакле, премьера которого ожидается уже в ближайшее воскресенье, продумано и с ювелирной точностью подобрано буквально все, от декораций до музыки и света. Не только сцена, но и весь зал превращаются для зрителя в полноценный мир, и все вместе создает ощущение полного погружения в рассказываемую историю.
Более того, «В ожидании Годо» – пьеса, которую, без преувеличения, можно разбирать на цитаты.
Заслуженный артист России Валерий Лагоша, исполняющий в спектакле одну из главных ролей, говорит, что происходящее на сцене погружает зрителя в по-настоящему особенный мир.
– Досконально прорабатывая все на репетициях, я никогда не волновался перед премьерами. «В ожидании Годо» станет первым спектаклем, перед которым я волноваться буду, – рассказывает он. – Каждая фраза, каждая реплика в этой пьесе требует вложения в нее определенного смысла, филигранно подобранных интонаций, которые мы подчас искали бессонными ночами. Это очень сильно и очень глубоко. Это произведение, в котором нельзя ошибиться ни на один вдох.
Ктото из великих сказал, что человека, незнакомого с пьесой Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо», невозможно считать до конца образованным и глубоко просвещенным. Является ли такое суждение чересчур резким, зритель решит сам. Однако точно можно сказать: увидеть спектакль однозначно стоит. Потому что каждый наверняка найдет в нем чтото – образ или одну единственную фразу – что отзовется в сердце и от чего на душе станет немного легче.
Анастасия Извекова