Воспитатель детского сада № 39 города Орла Елена Кошерь стала победителем всероссийского конкурса «Разговор о здоровом питании».
Масштаб конкурса
Конкурс педагогов проводят Институт возрастной физиологии Российской академии образования и «Нестле Россия». Главная цель — научить детей с самого раннего возраста правильно питаться и вести здоровый образ жизни. Детям хотят показать, что правильное питание — это не только полезно, но и вкусно, весело и интересно.
В этом году на конкурс поступило более 2000 заявок. Лучших выбирали в каждом регионе, а затем они участвовали в федеральном этапе. В финал вышли пять педагогов из Новосибирска, Старого Оскола, Саратова, Орла и Клина. В итоге победителем была признана Елена Кошерь из Орла, старший воспитатель детского сада № 39.
– На мой взгляд, формировать полезные привычки необходимо с раннего детства, и наша задача как педагогов создать для этого условия. Я очень благодарна экспертам за столь высокую оценку моих идей и положительную обратную связь, – сказала она после подведения итогов.
Кукла Каша
Программа существует уже около 20 лет. Елена Кошерь участвует в ней с 2016 года. Так в детском саду № 39 появилась «Школа юных кулинаров».
В нее ходят дети из подготовительной группы — 67 лет. Здесь ребята вместе с педагогами готовят различные блюда. У каждого детсадовца из школы кулинаров есть своя поварская бандана, фартук, разделочная доска и т. д.
Каждый год педагоги представляют разные методические программы. На этот раз Елена Кошерь вместе с коллегой Еленой Багровой представили программу, посвященную русской национальной кухне.
– Увлеченность воспитателя этой темой заразила и детей, и родителей. В детском саду готовили традиционные русские блюда к старинным праздникам. Например, на Сороки дети пекли «жаворонков». Здесь, в детском саду, замешивали тесто, потом ходили в пищеблок, загружали в духовку. На Пасху ребята красили яйца. С размахом у нас прошел праздник Масленицы, – рассказывает заместитель заведующей по учебновоспитательной работе детского сада №39 Ольга Селезнева.
Еще в этом году в рамках темы русской народной кухни Елена Кошерь, например, рассказывала, как в старину девочек учили готовить. Делать это начинали примерно с семи лет. Сначала делали куклу Кашу, набитую крупой. Сама кукла была размером с небольшой горшок. Крупу в горшок надо было засыпать по пояс куклы, а воду заливать по горло. Получалась такая своеобразная поварская книга для тех, кто не умеет читать.
Кроме занятий по традиционной кухне в детском саду проходят разные тематические уроки «Тыква и яблоко — сладкая парочка», «Блюдо для мамы», «Накрываем новогодний стол», «Самый вкусный бутерброд».
Приучаются к самостоятельности
Многие ребята говорят, что дома им не разрешают готовить и даже помогать на кухне. В этом признаются и родители: «Дети на кухне только мешают — разводят беспорядок, топчутся под ногами, готовить с ними очень долго, дети могут пораниться или обжечься».
Первое время родители скептически относились к идее «Школы юных кулинаров», некоторые даже были против.
Первое, чему учат в «Школе юных кулинаров» – технике безопасности: как держать нож, как резать, на каком расстоянии стоять друг от друга во время приготовления пищи и тому подобное.
– Можно с уверенностью сказать, что благодаря Елене Александровне кулинарная школа и идеи здорового питания стали визитной карточкой нашего детского сада. Она — просто локомотив. После того, как родители увидели результаты программы, они перестали бояться привлекать детей к готовке и дома. Так дети еще и приучаются к самостоятельности. Для ребят очень важно, что им доверяют, что они могут чтото сделать сами и у них получается, – рассказывает Ольга Селезнева.
Школу юных кулинаров посещают и мальчики, и девочки. Причем педагоги отмечают, что мальчики погружаются в предмет даже с большим увлечением и радостью.
Увлекательное общение
Еще один положительный «побочный эффект» – родители стали проводить больше времени с детьми.
Например, дети и родители выпустили целую книгу «Азбука здоровья». Там собраны простые рецепты блюд, которые сфотографированы в виде букв. Так ребята не только учатся готовить, но и учат буквы, что для подготовительных групп очень важно.
– Родители сейчас много работают, уделять достаточно внимания детям у них не всегда получается. Для ребенка же важно общение с близким человеком. А совместная готовка — это так увлекательно! Кроме школы юных кулинаров у нас в садике есть проекты «Мамина школа» для матерей детей ясельных групп и «Мамина колыбельная». Здесь молодые матери вместе с музыкальным работником разучивают старинные колыбельные. Современные женщины не знают колыбельных. Между тем этой традиции много веков. Когда мама поет ребенку, он успокаивается, легче засыпает, у мамы улучшается состояние нервной системы, укрепляется связь матери и ребенка. Все наши проекты в конечном счете направлены именно на сохранение счастливой семьи. Ведь как бы ни были хороши образовательные программы в детском саду, если родители не являются союзниками педагогов, если в семье детям отдают мало тепла, то результата не будет, – говорит Ольга Селезнева.
Елена Маслова
Фото из архива детского сада № 39 г. Орла