Руководитель орловского туроператора «Сафари», победитель всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства» Игорь Савушкин рассказал «Орловской городской» о тенденциях на рынке внутреннего туризма.
Засиделись дома
После снятия жестких ограничений, связанных с угрозой распространения коронавируса, люди начали активно покупать туры.
Поскольку границы открывали постепенно, популярность обрели путешествия внутри страны.
Довольно быстро заполнились отели курортов Краснодарского края. Возросло число желающих открыть для себя и другие красоты Родины.
– Многие предпочли крупным отелям маленькие гостиницы, расположенные вдали от населенных пунктов на природе. Тихий отдых без большого скопления людей вызвал больше интереса, чем обычно. Коллеги, в том числе из других регионов, отметили эту тенденцию. Небольшие гостиницы семейного типа получили хорошую наполняемость номеров, – говорит Игорь.
Устали от гаджетов
Туроператор «Сафари» занимается развитием активного отдыха в Орловской области. В этом году возрос интерес к такому виду туризма среди семейных пар с детьми.
– Было заметно, что люди устали от гаджетов, экранов и планшетов. Да и детей, которые вдобавок ко всему еще и учились дистанционно, надо было уже както отрывать от всей этой техники. Тот же сплав на байдарках — один из способов отвлечься и поменять привычную обстановку. Если ребенку дать возможность общаться, наблюдать природу, он заинтересуется. Это может стать настоящим открытием. Некоторые родители искренне удивлялись, когда их дети полдня проводили с сачком и даже не вспоминали про телефоны. Направление семейного отдыха надо развивать, – продолжает Савушкин.
Играй и обучайся
Именно детскому досугу на природе был посвящен проект Игоря «Играй и обучайся».
Проект предусматривает разработку и строительство развлекательного парка, в котором можно забраться, например, в имитацию хатки бобра или берлоги медведя. Посмотреть, как это все выглядит изнутри. Попробовать считать следы животных по изображениям на специальном покрытии. Привести в действия какиелибо механизмы, посмотреть, как они устроены.
Проект вошел в 50 лучших предложений по строительству объектов туристической инфраструктуры.
– Конкурс «Мастера гостеприимства» понравился тем, что не было разделения на жюри и участников. Все общались свободно. Среди наставников были такие интересные люди, как Грант Бабасян — президент Общенационального союза индустрии гостеприимства, Сергей Доля — блогер и путешественник, Джон Уоррен — путешественник. Его взгляд был интересен еще и тем, что он иностранец. И многие другие. Пандемия, конечно, внесла свои коррективы в условия проведения конкурса. Например, участникам пришлось делать тесты дважды: до приезда и перед началом мероприятия. Некоторые отсеялись, но они перешли в режим онлайнтрансляции.
Болезнь роста
Тема поддержки внутреннего туризма звучит все чаще на федеральном уровне, проводятся конкурсы, фестивали, выделяются гранты. Направление перспективное, интерес есть. Однако на фоне растущего спроса на рынке появились недобросовестные игроки.
– Некоторые хотят побыстрому заработать, забывая о том, что гостеприимство – одна из сложных сфер бизнеса. Туристы ожидают качественный сервис, который неопытный человек вряд ли может сходу обеспечить. Недобросовестные игроки, как это часто бывает, привлекают клиентов низкими ценами. В эту ловушку попадать не стоит, лучше проверить все документы, рекомендации и срок работы организации. Неверный выбор может быть чреват не только некачественным сервисом, но и угрозой безопасности. Например, на Байкале был случай, когда местный житель решил подзаработать на туристах и отвезти группу на УАЗике на озеро. Он высадил туристов и начал дрифтовать на льду. Лед треснул, машина пошла ко дну, водитель погиб на месте. Туристы остались на берегу, не представляя, что делать дальше. Это, конечно, трагедия.
Некоторые случаи можно назвать курьезными. Например, один фермер, занимающийся разведением овец, решил, что он может развивать экотуризм. Привез туристов, отвел их на поля, где паслись овцы. Овцы испугались, разбежались, фермер побежал за ними. Туристы остались в одиночестве на несколько часов.
Новая эра
Игорь Савушкин считает, что для Орловской области направление «внутренний туризм» крайне перспективное, и движение продолжается. Например, в Новосиле планируется строительство байдарочной станции и глэмпинга.
Глэмпинг — это модная новинка в сфере гостеприимства. Вместо классической туристической палатки со спальником и ковриком гостям предлагают комфортные условия: палатки с кроватями и санузлами. У людей появляется возможность отдохнуть на природе, но при этом не испытывать дискомфорт от походных условий.
– Эксперты утверждают: время, когда экономику двигала индустриализация, прошло. Время, когда рост продаж обеспечивал маркетинг, проходит. На арену выходит сфера услуг, построенная на взаимодействии человека с человеком, на добрых взаимоотношениях и положительных эмоциях. Туризм как раз попадает в список таких индустрий. Но и не стоит забывать, что внутренний туризм теперь является индикатором развития территорий. Значит, регионы кровно заинтересованы в росте данного показателя, – заключает Игорь Савушкин.
Вероника Иконникова