Мама четверых подростков орловчанка Татьяна Офицерова рассказывает о дисциплине, выборе и секретах крепкой семьи.
– Татьяна, расскажите о вашей семье.
– Мой муж Александр сотрудник Академии ФСО. Я сейчас домохозяйка. Старшему сыну Захару 15 лет, среднему Михаилу — 14, дочери Светлане 12 лет, младшему сыну Николаю — 11. Двое старших сыновей учатся в Нахимовском военноморском училище в СанктПетербурге. Младший — в Калининградском военноморском училище. Дочка — в балетной академии Бориса Эйфмана в СанктПетербурге. Старший сын сам выбрал морское училище — мы никак не влияли на выбор. Ребенок мечтает связать жизнь с морем. Раз захотел — попробовали поступить, и получилось. Конечно, было немало вложено в это поступление — и в образование, и в физическую подготовку. А младшие тянутся за старшим. При этом младший сын очень гордится, что учится не в Питере, а в Калининграде — отличается. Так что, сыновья решили пойти по стопам отца — стать военными. Это будет второе поколение военных в нашей семье.
– Военные, как и балетные учебные заведения, требуют колоссальной дисциплины, самоорганизации и труда. Как вам удалось воспитать детей, которые сами захотели пойти туда учиться? Многие родители жалуются, что заниматься детей приходится чуть ли не силой заставлять.
– Нам повезло — у нас умные и способные дети. Если в них вложить нужное, то они смогут добиться многого. А прививать дисциплину нам помогали тренеры. Мальчики занимались спортом — дзюдо и кикбоксингом, дочка училась в хореографической школе.
– Ваши дети почти погодки. Как вам удавалось справляться?
– Когда дети были маленькие, я еще и работала. Мне здорово помогали моя мама и мама мужа. Традиции, которые были в моей семье и семье мужа, научили расставлять приоритеты в воспитании. Например, садиться ужинать всем вместе — ждать отца. Всем вместе накрывать на стол, помогать по дому. Тренеры рассказали, что можно есть, что нельзя, как выстраивать режим занятий и отдыха. Я уверена, дополнительное образование для детей очень полезно. Главное, чтобы ребенку было близко это направление занятий.
– У вас такой уютный дом! Вы говорили, что работали, когда дети были маленькие. Ваша работа была связана с творчеством, дизайном?
– Нет, я работала бухгалтером. Но мне очень нравятся дизайн интерьеров и ландшафтный дизайн. Сейчас, когда младший сын тоже уехал учиться, я с увлечением занимаюсь интерьером нашей питерской квартиры. Это квартира в старинном доме — хочется, чтобы там была подходящая мебель. Позволить себе антикварную мебель мы не можем, так что сама осваиваю реставрацию мебели, какието предметы интерьера создаю в старинном стиле из современных материалов.
– Вам не страшно, не грустно было отпускать детей учиться так далеко в таком юном возрасте?
– Детям нужно взрослеть. Рано или поздно это должно произойти. По опыту моих подруг знаю, что расставаться с детьми, которые едут поступать в 1718 лет, также тяжело, как с 11летними. В учебных заведениях, где учатся наши дети, хорошие воспитатели. Помогают питерские мамы соучеников. Например, когда внезапно объявили дистанционное обучение, моих мальчиков забрала одна из них. Они жили у нее, пока мы за ними не приехали. В прошлом году я и бабушка часто ездили к детям. В этом году сложности изза карантина.
– Какими вы хотели бы, чтобы выросли ваши дети?
– Мне бы очень хотелось, чтобы они выбрали специальность, о которой не пожалели бы. Можно, конечно, говорить, что я хотела бы видеть детей добрыми, честными, порядочными. Но зачем? Это можно воспитать только личным примером. Дети будут такими, какие мы, их родители. Учитывая возраст моих детей, сейчас у нас очень остро на повестке дня стоит выбор специальности. Хочется, чтобы профессия им нравилась, приносила радость, деньги, самореализацию, чтобы она не оказалась для них грузом.
– В вашей семье есть традиции?
– Собираться на праздники, созваниваться каждый день, вместе ездить отдыхать. Так что обычные традиции, как во всех домах.
– Что для вас дом?
– Место, где тебе спокойно, где твои проблемы отступают. Именно поэтому, мне кажется, что все, кто живет в доме, должны нести сюда чистоту и добро.
– Что для вас значит быть мамой?
– В последнее время для меня это разговоры с детьми. Честно, мне кажется, что помыть за ними, убрать, кормить их, возить в школу, было гораздо проще… Мы разговариваем о том, как важно ставить цели и добиваться их, как это делать, как прислушиваться к своим желаниям, делать выбор. При этом понимаем, что желания могут измениться в одночасье. Мне важно помочь детям чегото хотеть. Хочешь быть врачом или балериной — будем хотеть вместе и добиваться этого! Сейчас для детей очень актуальна тема общения со сверстниками. Каждый ищет себя, свое место в жизни, чтото в себе, за что их будут уважать другие. Дети рассказывают, с кем они дружат, с кем нет, кто как к ним относится. Сложно на расстоянии ответить на такие вопросы, но я стараюсь. Объясняю, что дружба или семья — это тоже работа. А если общение не клеится по какимто причинам, то можно найти интересы наедине с собой. Важно, чтобы это не мешало тебе на пути к цели.
– А если у когото из детей не получится добиться поставленных целей, вы будете их любить попрежнему?
– Я не хочу говорить о том, что чтото не получится. Если чтото пойдет не так, то будем действовать по ситуации. Но моими детьми, конечно, они быть не перестанут!
– В чем, по вашему мнению, секрет счастливой семьи?
– В уважении. Это, кстати, еще одна наша традиция, которая передается через поколения. И мои родители, и родители мужа всегда очень уважали друг друга. Семья — это тоже работа: чем больше трудишься, тем лучше получается. А еще вам должно быть интересно вместе. Жене — интересно, что у мужа происходило на работе, мужу — что было с детьми.
Елена Маслова