Инклюзивная театральная студия «Неравнодушные» представила очередную премьеру. В спектакле особенные дети играют на одной сцене вместе с обычными.
Особенные актеры
Театральная студия работает при центре «Равные», созданном в марте 2019 года. Это творческое объединение для особенных людей. Территория, где люди с особенными потребностями с профессиональными педагогами занимаются танцами, декоративноприкладным искусством, поют, берут уроки компьютерной грамотности.
Сейчас центр посещают около 70 человек, в основном с различными ментальными нарушениями. Здесь занимаются дети с пяти лет. Верхней возрастной планки нет. В данный момент самому старшему воспитаннику 30. Но если придет 50летний, будут рады и ему.
Театральная студия – лишь одно из направлений в работе центра, которым руководит Елена Воробьева. Она уже много лет ставит спектакли с особенными детьми и подросткамиволонтерами.
Изза ограничений на премьере мало зрителей, но это как раз тот случай, когда процесс гораздо важнее результата.
Постановка называется «Счастье в мелочах» (0+). Она сделана по рассказам Сергея Козлова, автора «Ежика в тумане».
– Дело происходит на чердаке, где ребята находят много всего интересного. Разные предметы помогают понять, что счастье в мелочах – далеко за ним ходить не надо. На сцене много участников – человек 1516. Они не уходят за кулисы – работают на зрителя все 50 минут спектакля. Действие проходит через четыре времени года. Мы благодарны Орловскому областному центру народного творчества за то, что позволяют выступать на настоящей сцене. Это очень важно, здесь дети ведут себя подругому, чем в классе, – рассказывает Елена Воробьева.
Часто из зала невозможно отличить особенных ребят от обычных. А иногда особенные играют даже ярче – они не понимают, что можно стесняться.
Творческий поиск
В театральной студии занимаются дети и подростки с диагнозами ДЦП, синдром Дауна, аутизм. Организовывать таких актеров непросто.
– Да, им бывает сложно концентрироваться. Но у нас свои установленные правила: мы внутренне собираемся, репетируем часдва, слушаем только меня. Да, приходится повторять многомного раз одно и то же, чтобы они запоминали. Потом начинается самое интересное: когда я вижу получившийся материал и мне он не нравится. Я как режиссер начинаю менять, а они уже зазубрили: ночью разбуди – расскажет и сделает. Тогда смотрят на меня возмущенно: «Зачем все переделывать – и так хорошо было». Но когда добавляешь вариативность, они быстро вникают, – говорит Елена.
В этом спектакле есть несколько особенных детей, которые в первый раз выступали на сцене. Родители впервые увидели их в таком амплуа и были очень удивлены – не ожидали, что их детиинвалиды могут играть в таком сложном спектакле с философским смыслом.
Надо отдать должное родителям воспитанников центра: они всегда поддерживают ребят – учат вместе слова, ищут костюмы, всячески эмоционально участвуют.
– В нашем городе не так уж много мест, куда может пойти человек с ментальными нарушениями. У нас в центре есть ребята, которые одновременно участвуют в пятишести кружках: поют, танцуют, лепят, играют в театре, занимаются на компьютере. Причем замечательно получается везде, – говорит моя собеседница.
Безопасная среда
В театральной студии две группы – старшая и младшая. Младшие тоже недавно выпустили учебный спектакль. Там был интересный опыт, когда ребята из старшей группы помогали младшим.
– Было классно наблюдать, как они словно квочки ходили за маленькими, поддерживали, подсказывали. Старшим интересно – у них свой уровень ответственности. Как дети меняются, занимаясь в театральной студии? Вон Павел, он аутист. – Паааш, – зовет его Елена, – а злость – это как? (Павел изображает эмоцию.) А хорошее настроение? А удивление? Вот! Они этому учатся. Аутистам сложно понять и распознать эмоции. В театре он это все проходит, а потом переносит в реальную жизнь. Мы проигрываем разные ситуации – когда какую эмоцию надо использовать. Еще речь тренируем, пластику. На репетициях смеемся, иногда и ссоримся – то есть эмоционально общаемся. Этим ребятам в жизни эмоциональности очень не хватает, – говорит Елена Воробьева.
По образованию она музыкант и режиссер театрализованных представлений.
– Мне очень нравится работать с этими ребятами – они такие добрые! Из них можно лепить что угодно, создавать невероятные образы! Еще они очень честные и открытые – все, что думают, тебе скажут сразу. У них здесь сложилась своя своеобразная дружба. Мне кажется, мы до конца никогда их не поймем, можем только смотреть со стороны. Для них наш центр – безопасная среда, где можно быть спокойным и радоваться. Они чувствуют себя комфортно, учатся, развиваются. Если речь идет о людях с ментальными нарушениями, я лично выступаю за то, чтобы создавать для них такие специальные локации, как у нас. А если к ним хотят прийти обычные люди, чтобы создать ту самую инклюзию, то всегда рады. Но не так, когда в класс к 30 обычным детям бросают одного особенного ребенка. Это очень тяжело для всех участников процесса, включая педагогов, – уверена Елена.
Елена Маслова