Скромное черное пианино простояло в пыли и сырости на чердаке орловского железнодорожного вокзала 30 лет. Однако вскоре после обнаружения инструмента выяснилось, что датирован он, с наибольшей долей вероятности, позапрошлым веком.
Начальник вокзала Орел Сергей Логвинов с улыбкой вспоминает, как нашелся инструмент.
– В 2012 году мы затеяли масштабный субботник, и естественно, начали разбирать чердак, – рассказывает он. – Мусора тогда убрали много, с чердака его выносили буквально мешками. Я поднимался по лестнице, когда услышал, что несколько мужчин несут вниз чтото очень тяжелое. Естественно, подошел посмотреть. Наверное, это можно назвать счастливым случаем или провидением, потому что, разглядев, насколько ценный и редкий инструмент перед нами, мы сразу же отнесли его на третий этаж.
Пианино с клавишами из слоновой кости и скромной маркировкой GrotrianSteinweg действительно уцелело на чердаке вокзала чудом, но не меньшее удивление вызывает и сама история его появления там.
Казанцев и пианино
Петра Казанцева вызвали из эвакуации и назначили начальником вокзала Орел специальной телеграммой из Москвы 6 августа 1943 года. Об этом легендарном для ОрловскоКурского отделения МЖД человеке, его преданности своему делу и обо всем, что ему удалось сделать для орловского вокзала, можно рассказывать долго. Однако «старожилы» железной дороги с особым трепетом вспоминали, как Петр Васильевич доставил на вокзал черное пианино.
– Это был в лучшем случае сентябрь 43го, вокзал лежал в руинах, и тут – пианино! – вспоминает рассказы коллег Сергей Логвинов.
В Орле Петр Васильевич поселился на Московской улице, неподалеку от кинотеатра «Родина». В стенах «Родины» во времена оккупации располагался не только кинотеатр, но и офицерская столовая гитлеровских войск. После освобождения город был практически разрушен, здание «Родины» тоже пострадало. И там, среди мусора и хаоса, Казанцев заметил через окно брошенный инструмент.
Пианино, при производстве которого использовался чугун, оказалось не по силам сдвинуть с места одному человеку, но вместе с согласившимися помочь соседями Казанцев принес его на вокзал, – говорят, прямо так, на руках.
Много лет удивительный инструмент звучал в стенах вокзала, но в начале 90х от него решили избавиться.
– Рассказывают, в перестройку пианино решили выбросить за ненадобностью, но оно оказалось слишком тяжелым, чтобы с третьего этажа отнести его вниз, а лестница – слишком крутой, – продолжает Сергей Иванович. – Получается, что рабочие тогда просто схитрили, подняли инструмент на один лестничный пролет вверх и задвинули в угол на чердаке, чтобы он никому не попадался на глаза. Там он и простоял, всеми забытый, пока мы не задумали генеральную уборку.
Антикварный инструмент
Компания GrotrianSteinweg, логотип которой начертан под крышкой инструмента, существует с 1835 года и является известным немецким производителем престижных пианино. По сей день компания производит в Германии первоклассные рояли и вертикальные пианино. Но обнаруженный на чердаке орловского вокзала инструмент, пусть и не в лучшем состоянии после всех выпавших на его долю испытаний, вызывал огромный интерес у местных специалистов.
– Я не могу назвать себя первоклассным экспертом, но все же у меня есть высшее музыкальное образование и я коечто знаю об истории фортепиано, – делится директор Орловской детской школы искусств им. Д.Б. Кабалевского Римма Логвинова. – Клавиши из слоновой кости, потрясающе качественная и дорогая древесина и украшения под крышкой пианино позволяют предположить, что изготовлено оно было в конце XIX – начале XX веков. В то время производство подобных инструментов уже было поставлено на поток, и немцам, как людям рациональным, не было смысла использовать в этом серийном производстве слоновую кость. По большому счету, такие клавиши после 1900 года делать вовсе перестали.
Римма Евгеньевна добавляет, что отличительной особенностью немецких пианино была и по сей день является тщательная внешняя отделка, прочность и выносливость в эксплуатации, отличные звуковые характеристики: сила, полнота и гибкость тона.
В случае же с антикварным, фактически чудом сохранившимся до наших дней инструментом, все эти достоинства можно смело умножать на два.
– Старые инструменты подчас превосходят по звучанию даже самые дорогие современные аналоги, – продолжает Римма Логвинова. – Тут сказываются и особенности производства, в частности, ручная работа, и качество материалов, используемых в то время, и влияние самого фактора времени, благотворно сказывающееся на акустических свойствах деки. Все это придает инструменту неповторимый благородный тембр.
Финансовый вопрос
Восстановить ставшее теперь уникальным пианино, настроить его и придать ему максимально близкий к изначальному вид все еще реально. Более того, в Орле нашлись мастера, готовые взяться за эту работу.
Однако вопрос тут даже не во времени и не в деталях, которые придется поискать.
Сергей Логвинов рассказывает, что специалисты, с которыми ему довелось консультироваться, называют цену такой работы – несколько сотен тысяч рублей.
Директор говорит, что если бы случилось чудо и эти деньги удалось найти, с огромной радостью поместил бы удивительное пианино на почетное место в стенах орловского вокзала.
Анастасия Извекова