19 января православная церковь отмечает Крещение Господне (Богоявление).
О сакральном смысле праздника – таинстве крещения, а также о суевериях, сопровождающих его, читателям «Орловской городской газеты» рассказал протоиерей Василий Иванов, настоятель Богоявленского собора и Иверского храма города Орла, благочинный Центрального округа и председатель дисциплинарной комиссии Орловской епархии.
– Отец Василий, на Сахалине вы в числе прочих священнослужителей, без преувеличения, стояли у истоков православия. Орел же город православный испокон веков. Однако подчас христианские традиции смешиваются с откровенными суевериями. Повашему, где люди больше нуждаются в просвещении?
– Важно понимать, что на Сахалине православию от силы 30 лет, и разумеется, многое людям приходилось объяснять, что называется, с самого начала. В частности, к таинству крещения, вне зависимости от того, крестится ребенок или взрослый, там невозможно приступить, не посетив как минимум три беседы со священником. У орловцев же есть собственные традиции и знания, то, что принято называть генетической памятью. Источником этих знаний служит не только церковь, но и сами люди, среди которых все еще есть те, кто помнит, какой была жизнь и отношение к вере до того, как в России начали закрывать и разрушать храмы. Безусловно, здесь люди более просвещенные, хотя и есть еще моменты, которые, пожалуй, можно назвать не совсем правильными.
– Какие, например?
– К сожалению, подчас главное становится для многих второстепенным. Например, на Крещение люди стремятся в первую очередь искупаться в водоеме и принести домой воды из храма, в сам храм даже не заходя. Между тем главное, что предписывается сделать в праздник православному человеку, это посетить богослужение, присоединиться к общей молитве и приобщиться к празднику, прежде чем отдаваться прочим своим делам и увеселениям.
На Сахалине мы наблюдали явление, которое там прозвали «ежегодным чудом». В парке, где городские власти обустраивают купель, растет большая верба. Каждый год в праздник Крещения Господня она начинает распускаться. Это явление настоящего чуда, и это тоже влияет на отношение людей к празднику и почитание его.
– Отец Василий, предполагаю, что на Сахалине взрослых людей крестят не реже, чем детей.
– Да, это так. В Орле действительно больше крестят деток, в то время как на Сахалине бывало, что в один день приходили креститься несколько десятков взрослых. К слову, там гораздо острее стояла проблема отсутствия крестных. Сталкиваться с подобным приходится и в Орле, но такие случаи фактически единичны.
– Так что же делать, если человек хочет покреститься или крестить ребенка, но крестных нет?
– Такие ситуации очень индивидуальны, и решает их, как правило, настоятель храма, либо же сам владыка.
– Иными словами, не зная, кого попросить стать крестным для малыша, лучше всего обратиться с этим вопросом в церковь?
– Да, совершенно верно. Дело в том, что если человек воцерковлен, у него, как правило, есть знакомые в своем приходе. И традиционно люди верующие не отказываются помочь друг другу. Повторюсь, каждый случай нуждается в отдельном обсуждении. Однако не может быть такого, чтобы ребенка церковь оставила без крещения.
– Отец Василий, существуют два весьма распространенных в народе поверья. Первое говорит о том, что ребенок может повторить судьбу своих крестных и понести их грехи. Второе же гласит, что для того, чтобы жизнь пошла на лад, стоит креститься повторно. Прокомментируйте, пожалуйста.
– Мне кажется, на это уместнее всего будет ответить цитатой из Евангелие от Матфея 9:29: «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам». Человек, даже выбирающий жить неправедно, свободен в своем выборе, и складывается его жизнь в соответствии с тем, во что он верит. Прискорбно, если верования человека ложны, а ведь именно таково значение слова «суеверие» – пустая вера. Конечно же, крестные родители несут ответственность за духовную жизнь крестника, за то, насколько праведным и добрым человеком он будет. Их долг помочь и наставить при необходимости, но каждый человек индивидуален.
Что же касаемо повторного крещения, здесь все достаточно просто. В земную жизнь человек приходит один раз, рождаясь. Точно также один раз он рождается для жизни духовной в момент своего крещения. Родиться второй раз невозможно.
Я полагаю, что речь здесь идет скорее о поиске так называемых легких путей, о том, что люди думают, будто один обряд способен в корне изменить их жизнь. И это тоже суеверие. Жизнь человека меняется к лучшему, когда его сердце открыто для Бога. Только так, любовью к Богу, это сердце можно очистить от скверны. Само слово «грех» переводится с греческого как «попасть не туда». Логично, что жить с Богом в сердце значит «попадать, куда следует». Изменения к лучшему – это не одно конкретное действие, это долгий и подчас весьма непростой путь. Однако пройти его определенно следует.
Анастасия Извекова