Вокруг муниципального транспорта снова разворачивается драматическая ситуация.
Неутешительные итоги
На заседании комитета горсовета по предпринимательству и перспективному развитию города 18 февраля обсуждали финансовое состояние МУП «Трамвайнотроллейбусное предприятие». О предварительных итогах работы за 2020 год ТТП рассказала начальник городского УМИЗа Татьяна Решетова. Выручка по основным видам деятельности составила 129,2 млн рублей. В том числе, трамвайные перевозки – 71,4 млн рублей, троллейбусные – 57,4 млн, автобусные – 19 млн рублей. В целом, по предварительным прогнозам, выручка по основным видам деятельности сократится на 19,5 процента по отношению к 2019 году.
Себестоимость работ при этом выросла и составит 347,1 млн рублей. Предприятие получит убыток 83,5 млн рублей. Для сравнения: в 2019 году убыток был – 30,7 млн рублей, в 2018 – 30,3 млн, в 2017 – 29,6 млн.
В 2020 году предприятию была выделена финансовая помощь из бюджета города Орла 68 млн рублей. Кроме того, в прошлом году предприятие получило компенсации из областного и городского бюджетов за перевозку льготников. Таким образом, в общей сложности из бюджетов всех уровней ТТП получило почти 81 млн рублей.
Однако перевозка льготников из областного бюджета компенсируется неполностью. За 20142020 годы по этой статье перед ТТП накопилось 133,7 млн рублей долга.
Кредиторская задолженность предприятия за прошлый год составит 204 млн рублей. В том числе, перед поставщиками и подрядчиками – 132 млн рублей. Долги за электричество – это 78 млн рублей. Кроме того, есть задолженность по налогам – около 50 млн рублей. При этом в структуре долгов присутствует новый кредит в 44 млн рублей – так называемый «льготный ковидный кредит», который получен предприятием в 2020 году на выплату зарплаты и налогов.
В 2020 году из Москвы ТТП безвозмездно получило 50 автобусов марки ЛиАЗ. Также было закуплено в лизинг на 48 месяцев 12 автобусов ПАЗ. Уже в этом году закуплено еще 20 ПАЗов – также в лизинг на 4 года. Это приобретение позволило предприятию после закрытия Красного моста в рамках муниципального контракта выполнить перевозку пассажиров по маршрутам № 5, 6м, 11, 15, 16, 47, 48 и 60, чтобы восполнить потери от сокращения трамвайных маршрутов.
В 2021 году планируется увеличение доходов за счет автобусных перевозок и сокращения штатов.
– Сократить планируем только 40 кондукторов, современные технологии сделали их работу лишней, — пояснил руководитель МУПа Андрей Митин.
Вопрос дублирования
Андрей Митин был назначен на должность директора МУП «ТТП» 27 марта прошлого года. Ранее он уже руководил муниципальным транспортным предприятием – автобусным МУП «ПАТП1».
В марте счета ТТП были заблокированы, энергетики подали на предприятие в суд о банкротстве. С кредиторами были достигнуты соглашения о реструктуризации долгов и разблокированы счета.
Однако в апреле и мае изза локдауна пришлось остановить общественный транспорт наполовину – выручка уменьшилась в два раза, с 12 до 6 млн рублей в месяц.
Депутаты удивились: количество работников уменьшается, уменьшается количество машин ТТП на дорогах города и количество перевезенных пассажиров, а себестоимость работы предприятия растет.
Андрей Митин пояснил, что с июня на дороги города вышло 35 автобусов большой вместимости, которые были получены из Москвы.
– Все мы понимаем, что большие автобусы не могут конкурировать с небольшими «Газелями». Когда мы привозили ЛиАЗы, мы сразу говорили, что автобусы большой вместимости плановоубыточные. Крупногабаритный транспорт, если мы хотим его сохранить, обязательно должен датироваться государством. Чуть позже мы купили ПАЗы, которые дают прибыль. Однако сейчас мы вынуждены отдавать ее на оплату лизинга. Также пришлось вложить деньги в регистрацию и страхование новых, купленных и полученных из Москвы автобусов. Если сравнить с другими регионами, то 53 из них в прошлом году выделяли деньги на покупку новых автобусов, по 120130 млн. В нашем случае бремя покупки пришлось взять на себя предприятию, – сказал директор МУПа.
Также Андрей Митин посетовал, что троллейбусные маршруты уже много лет дублированы автобусами частников.
Будут ли дотации?
Однако многие жители Орла помнят, что в прошлом году уже проводился эксперимент по сокращению маршрутов частных перевозчиков в пользу троллейбусов. Речь идет о троллейбусах №5 и 6. Тогда на администрацию города обрушился шквал жалоб – орловцам приходилось долго стоять на остановках, уехать было сложно. Частные маршрутки в некоторые районы пришлось вернуть.
ТТП теряет от закрытия Красного моста минимум 150 тысяч рублей в день. В месяц, по словам Андрея Митина, потери достигают 45 млн рублей.
Справиться с убытками надеются с помощью автобусов. Однако и здесь не все так просто.
Уже 19 февраля департамент строительства, ТЭК, ЖКХ и транспорта заявил, что ТТП прекратит работу на маршруте № 482 и туда вернутся автобусы ПАЗ частного перевозчика. Муниципальное предприятие не справляется, у него не хватает автобусов и водителей, на него поступает много жалоб. 22 февраля от департамента поступило новое заявление: муниципальное предприятие с большими автобусами на этом маршруте останется, однако туда добавят автобусы частников.
Тему обсуждают в соцсетях. Как пишет автор группы «ВКонтакте» «Общественный транспорт Орла онлайн», «практика ПАТП показала, что работа частника и муниципального предприятия на одном маршруте ведет к банкротству последнего. Автобусы частника уже работают на маршрутах № 5, 15, 22 и 27».
На этот год для ТТП из городского бюджета запланировано около 20 млн рублей дотаций. Андрей Митин попросил пересмотреть эту цифру.
– Если дотации не будут увеличены, то за два года закрытия Красного моста предприятие придет к банкротству, – подчеркнул он.
Однако бюджет города весьма скуден. Директору ТТП дали понять: средств на помощь предприятию взять неоткуда.
В прямом эфире в Инстаграм 24 февраля губернатор Андрей Клычков пообещал сделать все, чтобы сохранить муниципальное транспортное предприятие. Если оно закроется, безработными окажутся более 600 человек.
Елена Маслова
Фото transphoto.org