2 марта 1882 года в Орле был открыт Мариинский мост, позже получивший современное название — Красный. Как и 140 лет назад по этому мосту проходит основная транспортная артерия города.
Первый каменный
Красный мост, соединяющий правый и левый берега Оки в центральной части Орла, в последнее время на слуху у горожан. Его ремонт, начавшийся в первые дни февраля, принес много неудобств. Однако открывающиеся перспективы – расширение моста, создание удобных пешеходных тротуаров – вселяют надежду и прибавляют оптимизма.
По Красному мосту, одному из старейших в Орле, проходит основная транспортная артерия, которая связывает два района города. По мосту, например, можно совершить пешую прогулку из Железнодорожного района в центр, где находятся рынок, театр, краеведческий музей и другие достопримечательности областного центра.
История моста начиналась более 140 лет назад. 18 мая 1873 г. Орловская городская дума приняла постановление о создании комиссии по устройству в городе постоянных мостов на реках Оке и Орлике под председательством А.Ф. Кулабухова, которого летом 1874 г. сменил директор городского общественного банка И.А. Авилов. Надо заметить, что до этого времени в Орле строились только деревянные мосты, которые во время весеннего разлива рек и паводков сносились водой.
Финансовый вопрос
Деятельность комиссии была продолжительной ввиду возникших разногласий с орловским земством, которое отказывалось ассигновать строительство мостов. Только после того как уездное земское собрание согласилось на передачу мостов и переправ в ведение города и выделило 50 000 рублей серебром, дело сдвинулось с места. 3 апреля 1875 г. комиссия по устройству постоянных мостов вынесла конструктивное постановление. В нем, в частности, говорится, что опоры пролетных частей моста следует устроить каменные, пролетные части – железные, подъездные дамбы должны быть земляными. Далее записано: «Принять к рассмотрению для уяснения стоимости мостов план инженера Верховцева». Орловская городская дума одобрила планы, и после доработки они были утверждены Министерством путей сообщения.
Первый состав комиссии завершил свою работу заключением предварительного договора о постройке постоянных мостов в Орле с председателем правления общества Брянского рельсопрокатного завода князем В.Н. Тенишевым, предложившим наименьшую цену.
Фонари и ажурное литье
16 марта 1876 г. на заседании городской думы был утвержден новый состав комиссии во главе с прежним председателем Авиловым. Тогда же комиссия пригласила инженера А.И. Лебединского на должность производителя работ при устройстве мостов вместо отказавшегося Верховцева и поручила ему изготовить проект дамб арочной системы.
Новые планы по проекту Лебединского в августе 1877 г. были утверждены Министерством внутренних дел. В мае следующего года был заключен контракт на постройку постоянных мостов между уполномоченным городской думы Авиловым и уполномоченным общества Брянского рельсопрокатного завода В.Ф. Крахтом. После завершения капитальных работ комиссия сделала заказ на фонари чугунолитейному заводу «СанГалли». Там же заказали железные решетки, чугунные колонны, портики и тумбы.
Городская достопримечательность
17 февраля 1879 г. было проведено испытание железных конструкций моста через Оку. «Пробная нагрузка была произведена рельсами в количестве 17 459 пудов на пролет моста». Признав полученные результаты удовлетворительными, комиссия разрешила открыть мост «для постоянного движения экипажей и пешеходов». Особую благодарность комиссия выразила инженеру Лебединскому, благодаря трудам которого были возведены прочные и изящные мосты, и просила городскую думу представить его к награде.
По прошению Орловского городского общественного самоуправления мост назвали «Мариинским» в честь супруги императора Александра II. Освещение моста состоялось 2 марта 1882 г. «с установлением иконы и неугасаемой лампады в память восшествия на престол Их Императорских Величеств».
Мариинский мост, украшенный ажурным литьем и чугунной табличкой с его названием, стал одной из главных достопримечательностей Орла. С ноября 1898 г. по мосту стали ходить трамваи.
По информации городового архитектора, направленной в Орловскую городскую управу в 1903 г., Мариинский мост был устроен по американской системе «Гау». Между тем имеются убедительные доказательства, что строительство велось по голландской системе.
Ремонт и восстановление
Свое современное название мост получил во время первой волны большевистских переименований. Решением Орловского горисполкома от 12 июля 1919 г. Мариинский мост получил название «Красный». Летом 1926 года «Орловская правда» писала о проводившемся ремонте Красного моста: «Продолжительный срок ремонта объясняется необходимостью переменить перержавевшие части моста. Вся нижняя часть мостовых форм окрашивается заново; производится перестилка всего деревянного помоста».
В августе 1943 г. фашистские оккупанты при отступлении взорвали Красный мост. В короткие сроки мостовыми армейскими частями был построен временный высоководный деревянный мост и сдан в эксплуатацию к 7 Ноября. В летописи Орла сообщается, что новый железобетонный мост был возведен в 1949 году.
Лариса Кондакова, начальник отдела Госархива Орловской области