В администрации Орла отмечают большое количество обращений по поводу парковки личного автотранспорта на тротуарах либо на газонах. Между тем на законодательном уровне проблема давно урегулирована нормами местного и регионального права.
О сложившейся сегодня ситуации и ее дальнейшем развитии рассказал заместитель начальника управления городского хозяйства Александр Филатов, которому поручил заняться этой работой глава администрации Орла Андрей Усиков.
Что говорит закон
Как напомнил Александр Филатов, парковка вне отведенных мест, в частности, на тротуарах, на детских игровых площадках, газонах запрещена в соответствии с Правилами благоустройства и санитарного содержания Орла. И в областном законе об ответственности за административные правонарушения существует норма о привлечении к административной ответственности именно за нарушение правил благоустройства. Это нарушение предполагает наложение штрафа на физическое лицо (а именно эта категория нас и волнует в контексте данной проблемы) в размере до 5 тыс. рублей. При первом нарушении, как правило, взимается штраф до 2 тыс. рублей, что является минимальным порогом этой нормы. А вот за рецидивные нарушения граждан штрафуют по полной программе – на 5 тыс. рублей. Если учесть, что эта сумма составляет больше половины МРОТ по Орловской области, денежные потери в таких объемах должны мотивировать автовладельцев к недопущению повторных нарушений.
Как это делается
Если машина стоит на тротуаре или газоне, а водитель при этом не обнаружен, то фотоматериалы, подтверждающие факт стоянки, на которых видны госномера автомобиля, направляются в ГИБДД. Сведений, содержащихся в карточке автовладельца, вполне достаточно для составления административного материала. Первичные факты могут быть направлены в ГИБДД любыми сотрудниками администрации Орла, а право на составление протоколов имеется у сотрудников отделов административно-технического контроля, которые теперь функционируют в структуре территориальных управлений, или по-старому районных администраций. Вторая категория должностных лиц, имеющих такие полномочия, – сотрудники территориальных управлений отдела по благоустройству и коммунальным вопросам. И третья – сотрудники отдела по природопользованию управления городского хозяйства. Протокол рассматривается административной комиссией, выносится решение. Диапазон санкций уже озвучен.
Мобилизоваться, чтобы успеть
Итак, правовых проблем, неурегулированных вопросов в этой системе нет. Проблема в том, что все вышеуказанные должностные лица – товарищи многофункциональные и наделенные большим количеством обязанностей помимо этой. Сконцентрировать всю их деятельность на рейдах крайне сложно, поскольку они решают вопросы борьбы с захламлением территорий, сноса и посадки зеленых насаждений, благоустройства и так далее. А рейды по обнаружению водителей-нарушителей, конечно же, требуют большего кадрового ресурса.
Право составлять протоколы по закону Орловской области об ответственности за административные правонарушения раньше имели сотрудники ГИБДД. Это было логично: кому, как не им, контактировать с автомобилистами? Но после определенной трансформации нормативно-правовой базы на региональном уровне они этого права лишились. Поэтому основная надежда все-таки на мобилизацию сил городской администрации.
Старт дан
В администрации решено собрать совещание с участием территориальных управлений (районных администраций), управления городского хозяйства, средств массовой информации и, вероятно, сотрудников ГИБДД для содействия этой работе. На нем составят график рейдов. Для того, чтобы работа имела не только фактический эффект по штрафам, но и профилактический, запланировано освещать ее в средствах массовой информации.
Как сообщил Александр Филатов, совещание пройдет в течение ближайшего времени. Под протокол соответствующие должностные лица и структурные подразделения получат конкретные задания и поручения. (К моменту выхода газеты совещание состоялось.) Работа будет вестись регулярно и поэтому более плодотворно, чем до настоящего времени.
Основной ресурс этой работы будет в районах. Это и понятно: две категории уполномоченных на составление административных протоколов должностных лиц из трех, названных выше, работают в территориальных управлениях. Они наиболее многочисленны, поскольку отдел по природопользованию – очень небольшой коллектив, где далеко не все, к тому же, являются муниципальными служащими. Тем не менее он тоже будет делегировать сотрудников.
Вопрос самоорганизации собственников
Александр Филатов отметил также, что если речь идет о придомовых (дворовых) территориях, то жалобы в адрес городской администрации не совсем логичны. Дело в том, что это общедолевая собственность, есть цивилизованная практика, когда жильцы на общих собраниях решают, какую территорию отвести для стоянки. Собственники должны самостоятельно определиться: здесь детская площадка, а там парковка, и никакое наложение функциональных зон невозможно. К примеру, так поступили жители многоквартирного дома на улице Советской. Поэтому проблемы во дворах – это, скорее, вопрос самоорганизации собственников.
Деятельность администрации будет касаться прежде всего территорий общего пользования, когда автомобили стоят на газонах, которые обрамляют улично-дорожную сеть. Именно на муниципальной земле и будет отрабатываться правоприменительная практика.
Александр СЕМЁНОВ