На сцене «Свободного пространства» состоялась премьера спектакля «Ночи Кабирии»(16+) по мотивам одноименного киносценария Федерико Феллини.
«Ночи Кабирии», поставленные на сцене орловского театра главным режиссером Ярославского театра юного зрителя им. В.С. Розова Игорем Лариным, – история о человеке, о хрупкой маленькой женщине, вынужденной столкнуться со всей грязью и несправедливостью мира.
«Кабирия — жертва, какой может стать каждый в тот или иной момент жизни. Однако Кабирии не повезло больше, чем многим из нас», – так говорил о героине сам великий Феллини.
Да, продающая себя в одном из самых бедных районов Рима Кабирия, как и ее коллеги, груба, криклива, вульгарна. Однако ее личность, взгляд на мир и ожидания от жизни решительно не соотносятся со столь непростым и откровенно опасным ремеслом. Проживая свою привычную жизнь день за днем и ночь за ночью, проходя через множество разочарований и обид, Кабирия продолжает ждать и верить, что однажды оставит улицу, станет честной женщиной и, конечно же, встретит любовь. Раз за разом она обжигается, падает и встает в надежде на лучшую участь, ожидающую ее за поворотом.
По одной из версий, серьезным подспорьем в создании персонажей для фильма Федерико Феллини стало его собственное знакомство с представительницами древнейшей профессии, состоявшееся во время съемок картины «Мошенники» (16+). Образы этих женщин – простых, резких, драчливых, изо всех сил старающихся быть счастливыми на своем месте, Игорь Ларин перенес на театральную сцену мастерски.
В спектакле нет декораций, их с успехом заменяет видеография, позволяющая зрителю видеть лица находящихся на сцене артистов крупным планом, а продемонстрированные в нужный момент кадры из фильма Феллини становятся не пояснением, а скорее яркой иллюстрацией, усиливающий эмоциональное восприятие истории.
– У нас использовалась живая камера, это было необычно. Однако такое соединение театральной ткани и крупного плана актера в этой постановке было необходимо, – говорит режиссер. – В первую очередь «Ночи Кабирии» – это история о человеческой душе, которая живет и хочет жить несмотря ни на что, жаждет любить и быть любимой.
Итог этой истории, подведенный Игорем Лариным, отличается от финала, к которому Федерико Феллини привел героиню в 1957 году.
Хорошо это или плохо зрители, знакомые с фильмом, оценят сами, и во многом эта оценка будет зависеть от того же, что определило судьбу Кабирии – от взгляда на мир, от степени доверия к жизни. Но какой бы ни была концовка, неизменной всегда останется суть. Стать жертвой людей и обстоятельств действительно может каждый. Однако как поступить с этой данностью, человек решает сам.
Анастасия Извекова