Узнать о том, как протекала жизнь в городе с XVI века до наших дней, позволила реконструкция Красного моста.
Наряду со строительными бригадами ООО «Ремспецмост» у подножия объекта трудятся ученые экспедиции Института археологии Российской академии наук (РАН) под руководством научного сотрудника Олега Радюши.
Интерес к этому месту возник у археологов еще в 2018 году. Тогда здесь велась разведка под реконструкцию Красного моста. При закладке шурфа у памятника Ивану Грозному под землей были обнаружены подвалы конца XIX века, остатки домов, составляющие целую улицу, и даже небольшой монетный клад. Участок города признали объектом культурного наследия, а территорию немедленно поставили под охрану.
Когда с началом реконструкции в прямом смысле копнули глубже, стало понятно: в районе Красного моста жизнь кипела. Об этом свидетельствовали проглядывавшие через чернозем опоры старого моста и деревянный прототип современного тротуара.
Как пояснил Олег Радюш, особенность культурных слоев центральной части России такова, что дерево и органика зачастую до наших дней не доходят. Однако этот случай поистине уникален: условия повышенной влажности способствовали сохранению приличного облика большинства находок из кожи, бересты и древесины, каких здесь немало. Ведь именно в этом месте в XVIXVIII веках пролегала главная дорога из Москвы, именно здесь и начинался Орел.
Выглядело это так. Через белокаменные ворота с деревянной башней (они изображены на плане города 1779 года) традиционный въезд: с трактирами (с сохранившейся атрибутикой питейных заведений в виде царской мерной стеклотары, керамической и деревянной посуды), мясными лавками (их присутствие выдают фрагменты зданий, скелеты домашнего скота), постоялыми дворами. Располагались здесь и торговые ряды, о чем говорят находки в виде потерянных нерадивыми горожанами монеток (их уже удалось обнаружить свыше 150 штук!), нательных крестиков, пуговиц и перстней. Примечательно, что слой XVII века хранит в себе россыпи пуль. Что за события их оставили — пока загадка даже для исследователей.
Глубина в 1,5 метра открывает нам сразу четыре эпохи — от конца правления Ивана Грозного до середины прошлого столетия.
Так, верхний слой загадочно, почти мистически составляют каменные глыбы с надписями на церковнославянском. Олег Радюш поясняет:
– В 1943 году, при освобождении Орла, часть моста была взорвана. Разрушение после авиабомбы восстанавливали быстро и экономно: задействовали не только битый кирпич, но и несколько надгробий XVIII и начала XIX веков, перетащенных, предположительно, с Богоявленского кладбища. Мы пока обнаружили четыре памятника, но, скорее всего, в неочищенной стене их ряд продолжается.
Надгробия археологи передадут Орловской епархии.
Другая обширная находка — чугунная лестница XIX века, расположенная под нынешним тротуаром со стороны рынка, которая была закрыта фальшстеной в послевоенное время.
Остальные ценности вскоре найдут постоянное пристанище в Орловском краеведческом музее. Там уже, например, появился такой экспонат, как въездной чугунный столб, который стоял на Мариинском мосту. Мелкие же находки (монетычешуйки, кожаный сапог, туески) требуют кропотливой и длительной реставрации.
Много легенд хранит наша земля. Некоторые из них, к сожалению, так и остаются легендами. Например, археологи экспедиции Института РАН утверждают: подземный ход через Оку – просто местная байка. Построить подобное сооружение в то время было нереально.
Но многие тайны и загадки, которые хранит в себе сердце города, приоткроются уже совсем скоро. Олег Радюш обещает, что осенью в Орловском краеведческом музее будет организована выставкапрезентация по результатам проделанной археологами работы. С этим ученые затягивать не собираются: поисковые работы закончатся уже в апреле, а документальный отчет будет готов к середине мая. Оперативность обусловлена жесткими сроками сдачи самого Красного моста.
Оксана Храмченкова, прессслужба администрации Орла