Почему перевозчики требуют повышения тарифа на проезд в общественном транспорте, и о каких суммах идет речь. Об этом и многом другом «Орловской городской» рассказал замначальника управления городского хозяйства и транспорта Орла Вадим Ничипоров.
– Вадим Николаевич, напомните, сколько времени стоимость проезда не менялась?
– С 1 января 2018 года был установлен тариф в размере 17 рублей за поездку. С февраля 2019 года увеличилась стоимость при наличной оплате до 20 рублей, при оплате картой стоимость осталась прежней — 17 рублей. Жители постепенно привыкли расплачиваться безналичным способом. Соответственно, количество платежей наличными в последнее время серьезно сократилось.
– И перевозчиков такое положение дел не устраивает…
– Да, они обратились в администрацию с просьбой повысить стоимость. Но сначала давайте разберемся, действительно ли перевозчики получают те самые 17 рублей за поездку. Предприятия имеют контракты с АО «РИЦ Орловской области» и за обслуживание терминалов платят 5% стоимости проезда. То есть фактически получают не 17 рублей, а 16 рублей 15 копеек. Также они принимают платежи по единым транспортным картам, владельцы которых платят 15 рублей за поездку. Кроме того, осуществляют обслуживание льготных категорий граждан: студентов, школьников, пенсионеров. В прошлом году по социальным проездным производилась оплата 12 рублей за поездку, в январе этого года — 14 рублей 20 копеек. И компенсации за провоз льготников еще надо дождаться. Процедура длительная и может занимать несколько месяцев. А иногда и до полугода, если приходится обращаться в суд при возникновении разногласий. Такая практика тоже есть. Если учитывать все вышеперечисленные факторы, реальная стоимость проезда колеблется в пределах 15-16 рублей.
– Какие проблемы перевозчики называют самыми болезненными?
– Это кадровый голод. Причем проблема касается и частников, и муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия. В Орле из-за нехватки водителей на линии не выходит около 50-60 единиц транспорта в сутки. Людей не устраивает заработная плата, они уезжают в другие регионы или вовсе уходят из профессии. На одном автобусе должны работать два водителя, на практике – хорошо, если есть один. Допустим, человек заболел, тогда автобус просто стоит. Да, со стороны жителей поступает много критики по поводу того, что трудно уехать в вечернее время, что графики не соблюдают. Но водителей тоже можно понять: автобус должен быть на линии с 6 утра до 23 часов вечера. Один человек не может столько времени находиться за рулем. Поэтому мы часто наблюдаем картину, когда автобус уходит с маршрута раньше положенного.
– Уже намечены способы решения данного вопроса?
– Да, перевозчики готовы обучать водителей категории D за свой счет, лишь бы люди проработали хоть какое-то время. За последние три недели нашлось шесть человек, готовых пойти на курсы. Если к концу года обучение пройдут хотя бы 25-30 человек, на линии выйдет 15-20 автобусов. И это уже немало. Ситуация с транспортным обслуживанием заметно улучшится, когда удастся выпустить еще хотя бы 45 автобусов. Но водителей надо удерживать, увеличивать оплату их труда.
– Какие еще аргументы приводятся в пользу повышения стоимости проезда?
– Все мы видим, насколько подорожало топливо, в том числе дизельное топливо и газ. Повысилась стоимость запчастей, многие из которых для автобусов являются расходным материалом. Подорожали покрышки и так далее. Кроме того, нужно обновлять подвижной состав, а новый транспорт предприятия зачастую берут в лизинг, своих денег не хватает.
– Какие варианты повышения стоимости рассматриваются?
– Продолжается проверка экономических обоснований. Пока рассматривается два варианта. Это повышение стоимости проезда при наличном расчете до 24 рублей, при безналичном – до 21 рубля. И повышение стоимости проезда при наличном расчете до 23 рублей, при безналичном – до 20 рублей. Решение должно быть принято депутатами Орловского горсовета. Напомню: изначально перевозчики просили повысить стоимость сразу до 30 рублей. Но такая сумма будет неподъемной для жителей.
– Улучшится ли качество обслуживания после повышения стоимости проезда?
– К сожалению, об этом пока говорить рано. Сейчас стоит задача удержать предприятия на плаву. Обеспечить им хотя бы минимум, чтобы они могли и дальше заниматься перевозками. Уже немало перевозчиков попросту закрылись, ушли в другие сферы. Если до 2015 года в Орле было около 50 частных предприятий, то сейчас их 10. И не все крупные, у когото и по пять автобусов.
Сложилась такая практика: тариф на проезд обсуждается только когда перевозчики уже взывают о помощи. Причем этот вопрос всегда болезненный и вызывает широкий общественный резонанс. Я за то, чтобы тариф на проезд менялся постепенно, незначительно, но на регулярной основе, например, ежегодно.
Кроме того, нужно увеличивать срок заключаемых муниципальных контрактов. Сейчас контракты заключены всего на полгода — до 1 июля. В планах — заключение контрактов на два с половиной года. Ведь перевозчикам надо обновлять подвижной состав и соблюдать другие требования. А чтобы покупать новые автобусы, руководители предприятий должны быть уверены, что возместят затраты.
Беседовала Вероника Иконникова