В Орле дискутируется инициатива Фонда славянской письменности и культуры установить памятник в честь основания Орла
Наши читатели также принимают участие в обсуждении неоднозначного проекта. По задумке автора – заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Академии художеств России Олега Молчанова композицию составят три конных всадника — царь Иван Грозный, монах и служилый человек. В качестве места для будущего монумента рассматриваются различные варианты: стрелка, у «трилистника», у Красного моста перед Богоявленским собором, улица Ленина.
С нравственных позиций
Елена Ашихмина, преподаватель истории:
– В XIX веке установка памятника Ивану Грозному уже обсуждалась в Орле. Тогда эта идея была отвергнута. Посчитали, что невозможно оправдать никакими привходящими обстоятельствами ни особую жестокость, ни территориальные потери России, ни отношение к церкви. На совести Ивана IV – убийство митрополита Филиппа (Колычева), призвавшего царя покаяться. Напомним, что после поражения в Ливонской войне Россия потеряла белорусские земли и Ливонию, а в 1583 году по Плюсскому перемирию шведы получили Ям, Копорье, Ивангород, и мы утратили выход к Балтийскому морю.
Но главное заключалось в том, что именно при Иване IV на долгие годы была разорвана связь между властью и народом; в годы опричнины был уничтожен не только слой бояр, погибали ведь и простые люди. Прозвище царя — Грозный точно выражает народную оценку его личности. Сравнения Грозного с еще более кровавыми правителями западных стран неуместны: в русской традиции подходить к оценке поступков с позиции высоких нравственных ориентиров.
Лично мне не нравится идея, что ключевой фигурой памятника в честь основания Орла стал бы Иван Грозный. Помните, некогда на стрелке стоял деревянный монумент основателям, композиция в честь тех, кто четыре с половиной века назад строил и защищал наш город. Это были зодчий, воин и строитель. Мне ближе такое «прочтение»: отдать дань уважения основателям Орла, его первым жителям – защитникам русского пограничья. Лучше было бы запечатлеть в бронзе или камне крестьянина и крестьянку, кормивших страну, воина, защищавшего рубежи Родины, и священника, духовно окормлявшего наших далеких предков. Иными словами, надо ставить памятник народу — это было бы здорово.
Если же вопрос о скульптурной группе с Грозным уже решен, она просто невозможна на улице Ленина. Эта улица уже вошла в анналы мирового литературоведения, ибо старая Болховская тесно связана с классиками русской литературы; она описана в нобелевском романе А.Н. Бунина «Жизнь Арсеньева». Здесь экскурсоводы говорят о Лескове, Тургеневе, Фете, Леониде Андрееве. Поставленный у «Победы» монументальный памятник перекроет перспективу улицы, отрежет вид на Смоленскую церковь и Александровский мост. Если уж так необходимо кому-то гордиться царем Грозным, делать с ним радостные селфи и групповые снимки, почему бы не поставить этот памятник где-либо еще? Пусть у нас появится еще один экскурскионный объект.
Это место неуместно
Михаил Захаров, директор ОАО «Промводпроект», доцент кафедры «Архитектура» АСТ Приокского госуниверситета:
– Я считаю, что оценивать историческую личность нужно только в контексте той эпохи, в которой он жил. Если судить об Иване Грозном с этих позиций и сравнивать его с современниками, правителями других европейских держав, то наш царь не будет выглядеть таким уж кровавым палачом и тираном. Тем более, что многие историки сегодня считают: история правления первого русского царя была намеренно сфальсифицирована и ореол «Грозного» не совсем уместен по отношению к нему. Нельзя отрицать тот факт, что за время его царствования территория России увеличилась почти в два раза и она стала единым централизованным государством.
Что же касается выбора места для установки памятника, то к нему нужно относиться более ответственно, чем это у нас порой происходит. Это должно быть такое место, которое хорошо просматривается с разных точек, доступно для осмотра жителями и гостями города. Как пример неудачного размещения монумента могу привести памятник Ивану Бунину, который стоит на задворках городской администрации и практически спрятан от глаз горожан.
Улицу Ленина в качестве места для установки памятника в честь основания Орла считаю неудачным выбором. Она узкая, и памятник «потеряется» среди старой малоэтажной застройки и малых архитектурных форм. Кроме того, массивный памятник перекроет красивейший вид, открывающийся с улицы.
В качестве предложения я бы рассматривал другие места. Первое из них – это сквер у кинотеатра «Родина». Он хорошо просматривается с Герценского моста, Московской улицы. Второе – на пересечении улиц Московской и Старомосковской, напротив завода им. Медведева. Примерно в этом месте располагались Московские ворота, служившие парадным въездом в Орел со стороны Москвы и отмечавшие его северную границу.
С художественной точки зрения
Светлана Четверикова, директор Орловского музея изобразительных искусств, депутат Орловского горсовета:
– Я искусствовед и могу дать оценку представленному проекту только с художественной точки зрения. Целесообразно ли делать Ивана Грозного ключевой фигурой памятника в честь основания Орла? На этот вопрос должны ответить специалисты-историки.
Художественная же ценность проекта вызывает множество вопросов, начиная с необычной овальной формы постамента и заканчивая орлом над хоругвями, который, скорее, падает, чем парит. Массивное основание памятника настолько вычурно, обильно украшено деталями, что доминирует над скульптурной группой. Странен подбор и двух его спутников – монаха и служилого человека. Почему именно они поставлены автором у истоков истории нашего города?
Вызывает недоумение и то, как нам предлагается, точнее сказать, навязывается данный памятник. Во всем мире принят определенный порядок установки объектов монументального искусства. Прежде всего, определяется необходимость создания памятника. Затем место, в которое он органично впишется. И только тогда объявляется творческий конкурс проектов с учетом сформулированной идеологической и художественной задач и привязки к местности. Далее компетентная комиссия вместе с общественностью выбирают самый достойный проект. А когда городу предлагается готовый памятник на безальтернативной основе, то от такого подарка лучше отказаться. В Орле, который уже в наступающем году отпразднует свой 450-летний юбилей, масса насущных проблем, требующих неотложного решения, в том числе касающихся культурного наследия города. Это реконструкция дома Лизы Калитиной, реставрация дома по Гостиной, 1, ремонт фасада Торговых рядов, реконструкция площади Ленина, приведение в порядок музеев, завершение строительства юбилейных объектов.
Записала Ирина Самарина