Глядя на оптимистичного и моложавого 79-летнего Николая Ивановича Суркова, никогда не подумаешь, что этот человек был малолетним узником фашистского концлагеря.
Оккупация
Семья Сурковых до войны жила в деревне Хитрово Верховского района Орловской области. Коля родился в период оккупации – 25 августа 1942 года.
Немцы заняли деревню в октябре 1941 года. Отец Коли не был призван на фронт изза инвалидности, во время оккупации в 1943 году он был арестован фашистами и расстрелян.
В феврале 1943 года нацисты начали подготовку к наступлению на Курской дуге. 23 февраля староста прошел по деревне и приказал всем в течение часа собраться для эвакуации. Затем односельчан погнали на железнодорожную станцию Глазуновка. Грудного Коленьку мать несла на руках. Его старшие братья, семи и четырех лет, шли пешком. Холодную и снежную ночь старики и бабы с детьми провели на станции под открытым небом, сидя на свитках и прикрывшись тряпьем. Утром их загнали в телячьи вагоны и отправили в Белоруссию.
О том, что пришлось пережить ему самому и его близким, Николай Иванович знает по рассказам двоюродной тети Екатерины Федоровой. Ей было 14 лет, когда она вместе с родственниками и односельчанами попала в лагерь близ белорусского города Слуцка. Свои воспоминания она подробно описала в письмах к Николаю Суркову. Эти драгоценные свидетельства историк хранит как ценнейшие документы.
В концлагере
Началась страшная жизнь в переполненных людьми промерзших насквозь и кишащих вшами бараках. Кормили узников баландой и в придачу давали кусочек – граммов сто – так называемого хлеба. Это был и завтрак, и обед, и ужин – на всех на целый день. Чтобы остановить голодный плач, маленькому Коле вместо соски мать давала кусочек хлеба, завернутый в тряпочку.
Голод, тиф, холод отняли у нее двух старших сыновей. На краю гибели был и младший Коленька. Гитлеровцы гоняли узников концлагеря по заминированным партизанами дорогам, использовали их в качестве живых тралов. Узники тянули за собой бревна и бороны и гибли от взрывов мин. Вернувшись после очередного прогона в холодный барак, мать обнаружила, что ее Коленька не подает признаков жизни. От отчаяния она закричала и сильно прижала ребенка к себе. Согревшись от материнского тела, мальчик зашевелился.
Сирота
Летом 1944 года после освобождения Красной армией Слуцка мать с Колей вернулись в дом ее родителей в с. Архангельское Глазуновского района. Началось восстановление разрушенного оккупантами села, открыла свои двери школа, в которой Колина мать стала работать техничкой. Однако здоровье ее было подорвано: в августе 1948 года, когда Коле исполнилось шесть лет, тридцативосьмилетняя женщина умерла.
Осиротевшего Колю взяли в семью деда по матери. О нем Николай Иванович говорит: «Первым моим учителем по жизни был дед Михаил Илларионович. Он преподал мне уроки трудолюбия, ответственного отношения к делу, бережливости, честности и порядочности, презрения к лености и праздности».
Геолого-разведчик и историк
Окончив семь классов школы, в 1956 году Николай Сурков поступил в Старооскольский геологоразведочный техникум. В 1960 году, получив специальность техника разведочного бурения, он по распределению приезжает в Коми республику, известную в те годы своими комсомольскомолодежными стройками, и начинает трудовой путь в Вычегодской геологоразведочной партии.
Потребность в получении новых знаний привела его в число студентовзаочников Московского государственного историкоархивного института. Молодого историка приглашают на работу в Коми обком комсомола, в 1969 году переводят на работу в Коми областной комитет КПСС.
Николай Иванович окончил аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, защитил диссертацию, работал заместителем председателя Коми республиканского отделения общества «Знание», заведовал кафедрой общественных наук в институте усовершенствования учителей. С 1995 года по 2016й Н.И. Сурков преподавал историю в Коми пединституте. Он кандидат исторических наук, членкорреспондент Академии военноисторических наук, член Союза журналистов России.
Николай Иванович живет в республике Коми уже 60 лет, здесь он создал семью.
«Память детства»
С 2014 года Н.И. Сурков возглавляет созданный по инициативе городского Совета ветеранов клуб бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей «Память детства».
К своему нынешнему общественному поручению объединить людей, чье детство прошло за колючей проволокой, он относится с большой ответственностью.
А еще Николай Иванович – прекрасный рассказчик и увлеченный коллекционер. В его коллекции несколько десятков календарей – свидетелей разных этапов истории, в том числе ценнейший раритет – листок отрывного календаря от 9 мая 1945 года с надписью от руки «Победа!»
Любовь к Орловщине
На Орловщине Николай Иванович бывает систематически, он с любовью относится к орловской земле, и, находясь вдалеке от нее, продолжает изучать ее историю.
Совместно с М.А. Мацуком и И.К. Проничевым они наладили в Сыктывкаре серийное издание «Орловцы в Коми», в выпусках которого раскрывают судьбы орловцев, находившихся в Коми, и в настоящее время живущих в этом суровом северном крае. Перу Николая Ивановича принадлежит интересная статья «Орловцыссыльные в дореволюционном Коми крае».
Так пролегла жизненная дорога нашего земляка и современника Николая Ивановича Суркова: от застенков фашистского концлагеря до профессорской кафедры педагогического института.
Марина САМАРИНА