В конце марта воспитанница фольклорного отделения школы им. Кабалевского Ирина Емельянова взяла Гран-при на областном певческом конкурсе. Это одна из многих побед учеников педагога Ольги Соколовой. О том, как заинтересовать людей народной культурой, преподаватель рассказала нашей газете.
– Ольга Владимировна, почему вы выбрали именно фольклор своей профессией?
– В 1992 году я поступала в наш институт культуры на академическое пение. Тогда там открывалось отделение народного пения. Мне предложили поступить туда. С тех пор я ни разу не пожалела, что выбрала именно это направление. Как говорят: выбери профессию по душе и тебе не придется работать ни дня. Два месяца в отпуске, без работы с детьми, мне провести сложно.
Сама я окончила школу №17. Моя мама Людмила Викторовна Соловьева здесь преподавала музыку. Именно она в 1994 году создала при школе филиал фольклорного отделения школы искусств им. Кабалевского, где я и тружусь до сих пор. Так у нас получилась музыкальная династия. Мой сын тоже работает в фольклорном ансамбле в городском центре культуры.
Я еще и в детском садике работаю с детишками от 5 лет, потом эти же ребята поступают в филиал школы им. Кабалевского. Здесь они учатся с первого по девятый класс. Столько времени с детьми проводишь – они мне уже как родня.
Многие наши выпускники выбирают своей профессией народное пение. Один, например, уже преподает в Гнесинке, другой в Губернском колледже в Москве.
Даже если этого не происходит, песня остается с ними. Недавно приходила выпускница: «Так хочется попеть!» В наше мрачное время это жизненно необходимо. Ведь когда человек поет, он счастлив.
– Сколько детей у вас занимается? Неужели легко заинтересовать детей фольклором?
– Сейчас у нас 56 учеников. Так народная песня она же по жилам течет! Это сила нашей земли. Если мы русские люди, она в нас заложена генетически. Мы впитываем ее с водой, она прорастает в растениях, которые выросли на нашей земле. От этого никуда не денешься.
«На Карачевке» мало куда можно пойти детям, наш филиал стал центром притяжения. В этом районе, «на Карачевке» живет скорее сельский народ. Здесь много частных домов, общежитий.
Эти люди поколение назад или даже меньше переехали в город из районов. Например, в субботу репетицию поставить невозможно – все едут в деревню к родне. Здесь фольклорная культура более близка людям. Например, в самой школе им. Кабалевского на фольклорное отделение идут меньше.
– Значит, в современном мире есть место для фольклора?
– Я думаю, да. Он сейчас входит в моду. Даже элементы одежды. Дети сейчас не стесняются пройти по улице в народных костюмах. И мальчики к нам ходят с удовольствием, предпочитая старинный фольклор рэпу, например. Я учу детей народному пению уже 27 лет. Замечаю, что в последние годы дети стали даже более увлеченные, интересующиеся, более осознанные, что ли.
Мы даже недавно проводили первую в области детскую научнопрактическую конференцию. Ребята сами готовили и читали доклады по музыкальной культуре и теории, а затем исполняли музыкальное произведение по теме своего доклада. Участвовали даже первоклашки! Декан одного из факультетов института культуры говорила, что многие ребята выступали лучше студентов. Потом я послала материалы конференции на международный конкурс – мы заняли там первое место.
И где мы только не выступали! Много на конкурсах. После конкурсов у детей вдохновение, второе дыхание. Если мы вдруг не получаем первое место, мои дети смотрят видео с выступления, анализируют, что было лучше у соперников.
Даже пандемия нас нисколько не сломила. Отправляли видео на конкурсы. 2530 дипломов с призовыми местами в год мы зарабатываем.
Помимо собственно песни мы изучаем народные обряды. Обязательно Масленицу, коляду. Теперь даже госэкзамен по фольклору идет в виде театрализованного представления. В этом году у нас будет программа на полчаса «Сватовство в Орловской области». Дети там и певцы, и актеры, и танцоры, и музыканты.
– Фольклор входит в моду, но у людей сейчас есть стремление к аутентичности. Народносценический жанр принято ругать за «марсианские костюмы», искусственные песни и прочее. Как вы сочетаете аутентичное и сценическое?
– На самом деле, сейчас мало кто способен воспринимать исконный фольклор со сцены. Он часто кажется современному человеку странным и скучным. Да и многие тексты там, мягко скажем, не для детей. Некоторые пикантные детали приходится даже удалять. А детям интересно: «Что же там дальше было?» Отвечаю: «Дальше любовь!» Всему свое время и место. На День учителя или для приема делегаций мы выбираем стилизованные яркие костюмы, патриотичные песни в народном духе, написанные в XX веке, а вот для специализированного фольклорного конкурса – аутентичные, древние композиции. В театрализованные представления, по сказкам, например, мы вводим старинный фольклор. И народ слушает! Мы ведь не только детей, но и родителей этой культурой заражаем. А те на выступление ребенка приводят родственников и знакомых. Так ухо современного человека воспитывается. Уже и сами родители просят: «Давайте нашим детям старинные песни, а не попсовые».
– Как вы принимаете детей на отделение? Есть ли отбор? Приходится ли отказывать комуто?
– Конечно, отбор есть. Отказываем очень редко, в основном, когда родители детей приводят чуть ли не силой. Если у ребенка нет желания, то ничего хорошего не получится. Или когда совсемсовсем нет способностей – ребенок будет чувствовать себя неуютно. В этом случае предлагаю год подождать. Или поискать то, в чем ребенок раскрылся бы. Ведь у каждого есть свой талант! Сейчас мне уже необязательно слушать ребенка – достаточно на него взглянуть и могу сказать, сложится ли у него с фольклором. Если человек в детстве выходил на сцену, в жизни ему будет проще, даже если он не свяжет свою профессиональную жизнь с ней. Такие люди потом более открытые, умеют представлять себя, общаться.
Елена Маслова