Орёл помнит своих героев. Орловские улицы носят имена своих освободителей – танкистов, пехотинцев и артиллеристов, летчиков и партизан. Сквер Гуртьева, сквер Танкистов, улицы Колпакчи, Ляшко, Спивака, Абрамова и Соколова, КомароваЖореса, Антонова, Емлютина и другие. Все они связаны с именами тех, кто не жалел жизни для освобождения города. Героические генералы Гуртьев и Горбатов, Родин, маршал Баграмян смотрят на нас с памятников и бюстов.
Таких не много
Но нет в их числе человека, который командовал Брянским фронтом, освобождавшим Орловскую область и Орел. Это Маркиан Михайлович Попов, генерал армии, Герой Советского Союза, герой Сталинградской и Орловско-Курской битв. Его высоко ценил маршал Георгий Жуков. Он отзывался о Попове как о дисциплинированном, образованном и очень способном командующем.
– Таких не особенно много, – добавлял он.
Способности Попова в деле управления войсками маршал Василевский называл выдающимися. Маршал авиации Голованов в своих мемуарах писал: «Самородок, он имел блестящие способности в военном деле. В Курской битве его войска сыграли одну из главных ролей».
Имя генерала армии Попова стоит первым в приказе Верховного Главнокомандующего по случаю освобождения Орла и Белгорода. Так Сталин подчеркнул роль командующего и его фронта в победе на Орловско-Курской дуге. Тогда освобожденным Орлу и Белгороду впервые салютовала Москва.
В том, что задуманная операция осуществилась, немалая заслуга командующего Брянским фронтом Попова, который считал 5 августа 1943 года одним из самых счастливых дней в своей жизни.
Путь генерала Попова
Маркиан Попов был уроженцем станицы Усть-Медведицкая, область войска Донского. Ныне это город Серафимович Волгоградской области. Прадед военачальника – ротмистр Ефим Алексеевич Попов, командир эскадрона Ее Величества кирасирского полка, геройски воевал против Наполеона и получил дворянский титул. Отец и дед Попова преподавали в местной гимназии, которая считалась одной из лучших в области войска Донского. Они учили двух писателей – Александра Серафимовича (тоже Попова), и Федора Крюкова, в котором многие видят истинного автора «Тихого Дона».
Военную службу Попов начал в Красной Армии, куда записался в 1920 году, прибавив себе два года. В среде военных он всегда был нестандартной фигурой. Уже в начале службы в характеристике молодого бойца появились поразительные слова: «имеет задатки выдающегося командира». Попов прошел Гражданскую войну, учился на известных курсах «Выстрел», давших стране целый ряд выдающихся военачальников, окончил Военную академию им. Фрунзе и сам был преподавателем двух военных школ, но всегда стремился в войска и добился своего. Попов воевал с японцами в районе озера Хасан, руководил войсками Ленинградского военного округа. В начале войны командовал Северным фронтом.
Командир, красавец, рыцарь
Человеком Попов был общительным, остроумным и очень добрым, слыл рыцарем и душой компании, любил спорт. Был красив, подтянут, интеллигентен. Многих удивляло, что он еще и отлично играл на фортепьяно. Генерал армии П. Курочкин, преподаватель Военной академии им. Фрунзе, слушателем которой в начале 30-х годов был Попов, отмечал, что тот «выделялся не только знанием военного дела и высокими организаторскими способностями, но и широкой общей культурой, начитанностью и остроумием. Он хорошо знал английский язык, теорию музыки, был превосходным пианистом». Главный маршал бронетанковых войск П. Ротмистров очень эмоционально пишет о встрече с Поповым под Сталинградом: «… какова же была моя радость, когда я увидел своего старого сослуживца и друга Маркиана Михайловича Попова. Еще в двадцатых годах нам довелось командовать ротами в одной дивизии. Я знал его как отличного строевого командира, превосходного спортсмена, остроумного и неизменно жизнерадостного человека. Это был, без преувеличения, один из талантливых военачальников».
В ходе оборонительных боев Попов являлся заместителем командующего Сталинградским фронтом, затем руководил Котельниковской операцией. Дадим слово генералу С. Штеменко: «В тяжелейших условиях обстановки Маркиан Михайлович использовал всю полноту власти заместителя командующего фронтом, проявил личную храбрость, настойчивость и умение организовывать отпор врагу».
Орловско-Курская дуга
После Сталинграда судьба страны решалась на Орловско-Курской дуге. За месяц до начала операции «Кутузов» заменить командующего Брянским фронтом Сталина просил А. Василевский. Он же и рекомендовал Попова – считал его отличным командиром. Летом 1943-го Попов был самым молодым командующим фронтом. Тогда Брянский фронт являлся связующим звеном в системе трех фронтов, что еще больше повышало его роль. Здесь было сосредоточено 800 тыс. человек.
Выдержав наступление гитлеровцев на Орел, Брянский фронт переходил в наступление. Завершалась огромная подготовка по сосредоточению сил Красной Армии на этом участке фронта. Сталин позвонил Попову вечером 5 июля. Маркиан Михайлович рассказывал:
«Сталин спросил:
– Когда же вы сможете начать своего «Кутузова»?
– Как предусмотрено – через шесть-семь суток.
– Ну а раньше вы никак не могли бы начать? Скажем, на один-два дня?
– Я постараюсь сделать все, что в моих силах. Но прошу сохранить установленный вами срок.
– Ну что ж, вынужден с вами согласиться. Приступайте немедленно к подготовке».
Освобождение Орла
С задачей освобождения Орла и его области в прежних границах Попов справился блестяще. Потом вместе с войсками Западного фронта Попову пришлось брать такой жутко сложный участок, как Орловское Полесье, где немцы создали мощный укрепрайон.
И во всех боях, которыми руководил Попов, проявлялось его суворовское качество: беречь людей. Командуя, был тактичен с подчиненными. Маршал Голованов вспоминал: «Находясь некоторое время в штабе Брянского фронта как во время подготовки операции, так и в ходе ее, я отметил, что Маркиан Михайлович Попов резко отличался от некоторых командующих в своем общении с подчиненными. Даже во время наступления, когда, встречая упорное сопротивление, войска не на всех участках фронта могли полностью выполнить поставленные перед ними задачи, несмотря на нажим сверху, Попов… весьма вежливо разговаривал со своего командного пункта с командующими армиями, поддерживал у некоторых из них необходимую бодрость, когда не все получалось так, как было предусмотрено. Такая моральная поддержка, на мой взгляд, ценнее иной раз любой награды».
После Орла Попов руководил рядом фронтов. В его карьере были взлеты и падения. Вскоре после смерти Сталина Попову было возвращено звание генерала армии. Н.С. Хрущев, знавший Попова по Сталинграду, поддерживал его. В 50-х годах Попов был начальником Главного штаба и первым заместителем главнокомандующего Сухопутными войсками. Генерала армии Попова не стало в 1969 году.
Памятник, бюст, название улицы в освобожденном Орле он ли не заслужил?
Елена Ашихмина