В 2020 году в рамках федерального проекта «Без срока давности» были рассекречены документы, фиксирующие преступления нацистов против недееспособных граждан на оккупированных территориях. В ряду злодеяний немецких оккупантов на орловской земле – расправа над пациентами орловской психбольницы в д. Кишкинке Орловского района.
В оккупации
История орловской областной психиатрической больницы началась в апреле 1894 года. Для нее Орловское земство приобрело загородное имение коллежского секретаря А.В. Зобницкого – почти 85 гектаров земли с лугами, парком, рощей и постройками в деревне Кишкинке (ныне поселок Шиловский).
До прихода немцев на излечении в психбольнице находилось около 800 человек. 3 октября 1941 года, к моменту занятия гитлеровцами Орла, психбольница не была эвакуирована, осталась изолированной от города, что лишило возможности снабжать больных продуктами питания.
На должность главного врача немецкими властями назначается Анатолий Беляев, ранее служивший начальником неврологического отделения Орловского военного госпиталя.
Главврач и медперсонал стремились сохранить жизнь пациентов, добывая хотя бы какоето пропитание в окрестных деревнях. Однако немецкие завоеватели стремились как можно скорее освободиться от психически больных.
Документы свидетельствуют, как нацисты расправлялись с беспомощными психическими больными.
Из протокола показаний жительницы д. Кишкинки Нины Александровны Пучковой следует, что «в первые дни прихода немцев больные получали по 200 граммов хлеба и похлебку из горелой сои». На жалобы больных оккупанты не обращали никакого внимания. Среди пациентов начался голод, многие умерли.
В апреле 1942 года психиатрическая больница была превращена в немецкий военный госпиталь, а находившиеся в ней пациенты вывезены в поселок Биофабрика и размещены в трех двухэтажных зданиях. Часть пациентов самостоятельно покинула лечебницу и разбрелась по окрестным деревням и селам.
Блаженный Афанасий
Списки пациентов, находившихся в орловской психбольнице в период оккупации, не сохранились. До нас дошла история одного из пациентов, которая имела продолжение и в наше время. Это блаженный Афанасий Сайко. Впервые Афанасий Андреевич появился в Орле в 1921 году, стал жить на колокольне Богоявленского собора. Блаженный постоянно преследовался советской властью.
В апреле 1931 года Афанасия Сайко арестовали как участника «церковномонархической контрреволюционной группировки» и несколько месяцев держали в тюрьме, но, не найдя убедительных доказательств его антисоветской деятельности, изпод стражи освободили.
В 1932 году «врага народа» определили в психиатрическую больницу. По свидетельству современников, весь персонал больницы любил блаженного, а жители города ежедневно приносили ему продукты, искали встречи с ним, просили его молитв.
Сайко провел в психбольнице 10 лет. Он вышел на свободу, по некоторым данным, в конце 1941го или в самом начале 1942 года – сильно постаревший, совершенно седой, но еще более известный орловцам своими поучениями и предсказаниями. В период оккупации он говорил, что психбольница охраняется 12главым драконом. Мистика, но за годы войны на нее не упало ни одной бомбы.
Афанасий Сайко умер своей смертью в 1967 году и похоронен на Крестительском кладбище г. Орла. Его могила стала местом паломничества. Сейчас на территории больницы есть часовня, на одной из стен которой увековечен образ блаженного А.А. Сайко.
Массовый расстрел
Но вернемся в 1942 год. 26 июля гестаповцы явились на Биофабрику, где размещались пациенты психолечебницы, и заявили, что больница закрывается, а больные вывозятся в тыл — в Белоруссию для продолжения курса лечения.
По воспоминаниям бывшей сотрудницы больницы Марии Петровны Романчук, известно, что «начиная с июля месяца, на биофабрику приезжала темная крытая машина, в которую сажали больных в одних халатах или платьях и кудато увозили… без историй болезней».
Пациентов в числе 92 человек немцы насильно посадили в машины и вывезли из больницы. Свою жуткую расправу нацисты завершили массовым расстрелом больных в овраге близ деревни Некрасовки.
Овраг у деревни Некрасовка
Судьба психбольных до освобождения Орла от захватчиков была не известна. И только с произведенными раскопками в овраге у деревни Некрасовки Государственной чрезвычайной комиссией по расследованию злодеяний фашистов 14 августа 1943 года были обнаружены и эксгумированы лежавшие в беспорядке 72 трупа, как оказалось, пациентов психбольницы.
Медики опознали на трупах панамы, полотняные рубашки со штампом «Областная психиатрическая больница», больничные серые платья с окантовкой, а также изъятые из могилы эмалированные кружки и кастрюли, выданные отъезжающим больным 29 июля и 3 августа 1942 года якобы в Белоруссию.
Рассекреченные документы о пациентах орловской психбольницы, обреченных немецкими оккупантами на смерть, опубликованные в очередном томе федерального проекта «Без срока давности», позволят заполнить пробел в истории.
Хочется верить, что в обозримом будущем на месте уничтожения нацистами невинных жертв появится памятный знак.
Марина Самарина
Автор благодарит сотрудника орловской психиатрической больницы Л.М. Галкину за помощь с поиском места уничтожения нацистами пациентов психиатрической больницы летом 1942 года.