В Орловском государственном литературном музее И.С. Тургенева продолжается выставка «Живое наследие Франции. Французские гобелены в России» (12+).
Подобные выставки в России французская мануфактура Jules Pansu организует нередко, и проводятся они, как правило, в художественных музеях. Однако когда речь зашла о том, чтобы представить экспозицию в Орле, наиболее подходящим для нее местом расположения организаторы сочли литературный музей И.С. Тургенева.
– Иван Сергеевич живыми нитями связан с Францией и ее высокой культурой, – рассказывает заведующая Музеем Тургенева Елена Мельник. – Благодаря своему глубокому пониманию этой культуры и любви к ней Тургенев познакомил Францию, а через нее и всю Европу, с лучшими достижениями русской литературы и, с другой стороны, точно так же познакомил Россию с шедеврами французской словесности.
Красота, достойная Солнца
Шпалера, или более привычный для слуха русского человека гобелен, представляет собой стенной односторонний безворсовый ковер с сюжетной или орнаментальной композицией.
Расцветом шпалер как отдельного вида искусства и атрибута роскоши считается эпоха Возрождения, однако, популярны они были и в Древней Греции, а в усыпальнице фараона Тутмоса IV (XIV век до н.э.) была обнаружена погребальная простыня, вытканная скарабеями и лотосами.
В Европу шпалеры попали с Востока. Привезенные из крестовых походов, они служили не только для украшения, но и защищали от сквозняков.
В XVI веке неподалеку от Парижа Жиль Гобелен построил красильню, которую передал со временем своим сыновьям. Братья Гобелен построили рядом с красильней ткацкую мастерскую. Вскоре слава о созданных там дивной красоты шпалерах дошла до Людовика XIV.
Побывавший в мастерской министр Кольбер приобрел и привез Людовику несколько шпалер, после чего тот решил посетить братьев Гобелен лично.
КорольСолнце, сделавший для культуры свой страны так много, был убежден, что самые лучшие, самые роскошные вещи должны производиться исключительно во Франции и не могут подлежать экспорту. Выкупив мастерскую братьев Гобелен, Людовик XIV превратил ее в Королевскую мануфактуру, которую возглавил, а затем и прославил на всю Европу великолепный художник, человек, обладавший тонким вкусом и глубокими познаниями в теории искусства, Шарль Лебрен. За 28 лет под его началом были созданы великолепные, по сей день поражающие воображение зрителя серии шпалер, такие как «Времена года», «Детисадовники» и «Истории короля». Для создания последних были использованы золотые и серебряные нити 80 оттенков, сочетание которых сделало шпалеры удивительным примером гармонии и художественной полноты.
Вытканные на Королевской мануфактуре шпалеры предназначались преимущественно для королевского двора и использовались в качестве посольских подарков. Именно так 14 шпалер, подаренные Людовиком российскому царю Алексею Михайловичу, отцу Петра I, попали в Россию.
Выставленные на обозрение народу в Коломенском, они вызывали жгучий интерес. На вопрос «Что это?» ктото в те дни ответил «Гобелен!». Так это слово вошло в российский обиход.
Подобающие условия
Иван Сергеевич Тургенев был дружен с французскими писателями Жорж Санд и Проспером Мериме.
Именно Жорж Санд привлекла внимание общества к знаменитейшему теперь циклу из шести шпалер «Дама с единорогом». В 1841 году, посещая по своим делам префектуру провинции Крюос, писательница увидела шпалеры в кабинете префекта. Состояние их было плачевным – сырость, плесень и крысы уже начали уничтожать шпалеры. Привлекая внимание общественности, Жорж Санд упомянула их в своем романе «Жанна», вышедшем три года спустя.
Служивший в то время инспектором исторических памятников во Франции Проспер Мериме отчаянно добивался передачи шпалер государству. Однако прошло еще порядка полувека, прежде чем государство выкупило их, и цикл занял подобающее ему место в музее Клюни.
– Тургенев умел ценить искусство, и не исключено, что Жорж Санд или Проспер Мериме рассказывали ему об этих шпалерах, – отмечает Елена Мельник.
Тысяча цветов
– В гобеленах представлена, без преувеличения, вся история искусства, – продолжает Елена Мельник.
Цикл «Дама с единорогом» в Орле представлен только одной шпалерой, но задержаться перед ней стоит надолго.
– Такой рисунок называется мильфлер, что буквально переводится как ««тысяча цветов», – рассказывает Елена Григорьевна. – Свои истоки он берет от католического Праздника Тела и Крови Христовых, который сопровождался шествиями по улицам. Готовясь к ним, люди украшали улицы натянутыми льняными тканями, декорированными ягодами и букетами цветов. На этих шпалерах цветов множество, и это своего рода отсылка к Райскому саду.
Средневековье было эпохой символизма, и по одной из версий, весь цикл «Дама с единорогом» являет собой историю о постоянном выборе между духовным и материальным, который человек совершает в течение своей жизни.
Впрочем, и помимо «Дамы с единорогом» в музее И.С. Тургенева сегодня есть на что посмотреть. Это и шпалеры, изображающие картины светской жизни, в частности, гобелен, вытканный по миниатюре Лимбурга «Апрель», написанной для иллюстрации Великолепного часослова герцога Беррийского, и вердюр – гобелен с изображением пейзажа, которыми традиционно декорировали пространство между окнами.
Приобщиться к вытканному нитями искусству в Орле можно вплоть до 19 мая.
Анастасия Извекова