В этом году в Орле в первый раз выпустят профессиональных градостроителей. О том, какие проекты по благоустройству города предлагают будущие специалисты, нам рассказали в архитектурно-строительном институте ОГУ.
Проблемные точки города
Как рассказала руководитель образовательной программы «Градостроительство», кандидат архитектуры, завкафедрой проектирования городской среды Людмила Волкова, сейчас в разгаре подготовка дипломов первого в истории Орловской области выпуска. Уже в конце июня выпускники представят свои проекты. Часть проектов посвящена городу Орлу, а часть — области.
Один из проектов, разработанных для областного центра, — ландшафтный парк «Веселый». Это овраг в районе Веселой слободы.
– Есть вероятность, что его засыпят под жилой микрорайон, но у нас другая идея: мы предлагаем сделать там рекреационную зону. Оставить место для всесезонного отдыха жителей близлежащего района многоквартирных домов, который сейчас активно застраивается. Все решения мы увязываем с новым благоустройством парка Победы. Это было бы его продолжение, – рассказывает Людмила Волкова.
Еще один проект, который условно назвали «Парк «Южный» – это проект благоустройства территории аэропорта. Есть много разных предложений, как ее можно использовать, но в архитектурностроительном институте предлагают сделать зону активного отдыха для жителей прилегающего, тоже интенсивно застраиваемого района.
На месте бывшего аэропорта студентка вместе с педагогом предлагают сделать экстримпарк. Например, на бывшей взлетной полосе — мототрассу. Также там предполагаются ледовый дворец, спортивные зоны под открытым небом, скалодром, площадки для других современных видов спорта.
Еще один из проектов — концепция планировочного развития рекреационной территории в исторической зоне Орла. Это территория, которая начинается напротив Центрального банка, между набережной и домами. Предложены удобные спуски с мостов на набережную, пешеходные прогулочные зоны с туалетами, разработана возможность спрятать теплотрассу. Все это — при условии сохранения исторического облика.
– Задача сложная, но актуальная и интересная. Студент сам предложил такой проект, – говорит педагог.
Еще одна студентка разрабатывает комплексное благоустройство улицы Максима Горького — с творческими решениями фасадов зданий, в том числе завода «Продмаш», приведением в порядок скверов, прилегающих к улице.
На защиту дипломов обычно приглашают руководителей профильных управлений и департаментов администраций города и области.
Предложения и ресурсы
По словам директора архитектурностроительного института Елены Скобелевой, градостроители — это специалисты, которые достаточно востребованы в любом регионе. Они занимаются планированием развития территорий самых разных масштабов — от парков и скверов до микрорайонов и целых городов, сельских поселений. Особенно это актуально в свете реализации национальных проектов. Новые градостроители смогут заниматься также управлением развития территорий — разработкой планов и перспектив развития городов и поселков.
Еще одна из новостей института — увеличение количества бюджетных мест для поступающих на бакалавриат по направлению «Строительство». Здесь можно учиться по одной из двух образовательных программ: «Промышленное и гражданское строительство» с углубленной подготовкой по проектированию инженерных сетей и «Автомобильные дороги и аэродромы».
Институт занимается и научными разработками. Например, исследованием безопасности и усиления конструкций, в том числе при внезапных незапланированных нагрузках вроде взрывов. Еще одна современная тема объединяет архитекторов, строителей, инженеровэкологов — моделирование урбоэкосистем на основе энергосберегающих технологий. Это создание такой городской среды, которая будет не только безопасна и комфортна для человека, но и не будет наносить вред окружающей среде. Проще говоря, это город, который живет в гармонии с природой. Это широкая тема: начиная с новых источников энергии, экологичных материалов до правильного проектирования уличнодорожной сети микрорайона или города.
В институте также разрабатывают тему сохранения архитектурного облика городов. В том числе с помощью восстановления старинных зданий. Студенты охотно участвуют в таких проектах: извлекают из архивов проекты старых зданий, предлагают, как их восстановить, как вписать в городской пейзаж и сделать современными.
При институте функционирует Школа юного архитектора, где школьники, начиная с младших классов, постигают азы создания артобъектов, учатся работать с цветом, материалом. Например, одна из идей, которую хотят реализовать, – создание на территории Детского парка площадки с артобъектами. Причем одно из предложений — разместить артобъекты на плоту на реке Орлик.
Сейчас студенты также привлечены к разработке проекта благоустройства пешеходной зоны на ул. Ленина. Может быть некоторые их идеи будут востребованы?
– Отдельное направление — благоустройство дворовых территорий. К нам даже обращалось одно из ТСЖ, чтобы мы помогли им благоустроить двор в рамках нацпроекта. До пандемии мы два раза в год проводили хакатоны — там студенты и специалисты предлагают и обсуждают концепции по решению конкретных проблем. Например, один из хакатонов был посвящен реконструкции городского парка, – рассказывает Елена Скобелева.
Елена Маслова
Иллюстрации — из архива института