На Полесской, между зданиями подразделения МЧС и проезжей частью улицы, 9 декабря открылась необычная экспозиция – своеобразная ретроспектива отечественных пожарных автомобилей.
Ее можно считать и памятником огнеборческой технике, и яркой городской достопримечательностью.
Поэма о пожарной машине
Если бы меня в трехлетнем возрасте попросили привести примеры Красоты, я бы, не задумываясь, ответил: «Мама и пожарная машина».
Окружающая действительность не баловала ни яркими красками, ни интересными деталями. Пожарная машина – огромная, красная (с белой «оторочкой»!), громкая, осененная мигалками, ощетинившаяся стволами и лестницами, – воспринималась как некий сказочный арт-объект, ни в чем не уступающий новогодней елке.
В СССР многие мальчишки мечтали стать пожарными. Когда пацанов спрашивали: «Почему?», они, разумеется, лопотали что-то о благородной миссии спасения людей. Но – полно! Дети не способны на возвышенный альтруизм. На самом деле, хотелось стать причастным к Чуду Пожарной Машины, оседлать, стать его частью. А малыши… Мне кажется, на подсознательном уровне характерная окраска пожарных машин ассоциировалась у детей с нарядом Деда Мороза, с его красной шубой, отороченной белым мехом. Вероятно, представлялось, что в новогоднюю ночь «пожарка» без особого труда превращается в сказочного Деда – столь же могучего, прекрасного и доброго.
Ныне идеей трансформера ребенка не удивишь. Но одно дело – персонажи с экрана и совсем другое, когда потенциальные трансформеры (да не простые, а новогодние!) стоят прямо перед тобой – загадочные и прекрасные. Каждый из них можно обойти вокруг и обстоятельно рассмотреть. Их даже можно потрогать, благо автомобили экспонируются предельно демократично – ни постаментов, ни ограждений. Не сомневаюсь, что эта небольшая выставка станет местом паломничества орловской ребятни. В рейтинге удовольствий общение с «живой» пожарной машиной не уступает управлению виртуальной «Феррари» из компьютерной игры.
А если учесть, что все взрослые когда-то были детьми, то, думаю, экспозиция будет интересна и гостям нашего города – безотносительно к их культурной ориентации.
Парад ветеранов
Освещая открытие этой экспозиции, СМИ перещеголяли друг друга определениями: и «ретро-техника», и «старинные машины» (один из сайтов датировал экспонаты началом XX века), и даже слово «винтажные» фигурировало.
В действительности, наиболее уместно слово «ретроспектива», причем не слишком глубокая.
Самый старый из представленных автомобилей – ПМГ-6
на базе грузовика ГАЗ-51 – был снят с вооружения пожарных частей нашей области в 1966 году. Это по документам. На самом деле, полагаю, в глубинке такие машины проработали еще с полдесятка лет. Следующая по возрасту машина – автоцистерна на шасси ЗИЛ-157 – верой и правдой служила вплоть до 1980 года.
Еще два автомобиля и вовсе наши современники.
АЦ-30 на базе 53-го «газона» покинул ряды боевой техники лишь в 2009 году, а аналог на базе ГАЗ-66 трудится на огнеборческом поприще с 1970 года по сей день.
И все же недооценить историческое значение экспозиции нельзя. Во-первых, век каждой пожарной машины, учитывая условия и режим ее эксплуатации, недолог. А после «демобилизации» никакого «заслуженного отдыха» – в распил! Таким образом, раритетами довольно быстро оказываются сравнительно молодые модели. Обновление пожарного автопарка происходит стремительно, и через пару десятков лет орловская экспозиция станет по-настоящему музейной.
К слову сказать… Современные пожарные автомобили впечатляют своей «навороченностью», своим совершенством, мощью, техническим оснащением. Их тоже можно вообразить трансформерами. Раз, два – и автомобиль превращается в робота. Именно в робота, антропоморфную машину, стального великана. Но не в Деда Мороза.
Представленные на выставке «пожарки» на шасси ГАЗ-51 и ЗИЛ-157 – они еще «одушевленные», с «глазами» и «выражением лица». В 53-м и 66-м «газонах» этого уже гораздо меньше. Оптимизация!
Энтузиасты
Инициатива «обзавестись» героической старой «пожаркой» принадлежала начальнику Главного управления МЧС России по Орловской области Александру Новикову. Вначале возникла мысль воссоздать «дедушку» всех отечественных пожарных автомобилей – «линейку» ПМГ-1 на базе «полуторки» (выпускалась с 1932 года). Но, посоветовавшись с экспертами по автостарине, орловские пожарные поняли, что проект неподъемный – слишком дорого.
Тогда решили воссоздать «пожарку» следующего поколения – ПМГ-6 на базе грузовика ГАЗ-51. Искали списанные машины, нашли одну, доживавшую свой век где-то в деревне в качестве цистерны-водовоза. И пошло-поехало. Добывали чертежи, техническую документацию, копались в ведомственном хламе, пилили, варили, красили. Все – в свободное от основной работы время. Результат – налицо.
Более того, втянулись!
Минувшим летом, прослышав об уже полностью готовой, но еще не представленной общественности ПМГ-6, я отправился в Лужки, в пожарную часть технической службы ОФПС по Орловской области, где машина превращалась из задумки в объект материального мира. И обнаружил во дворе этого гаража еще несколько кандидатов на реставрацию – разного возраста и степени сохранности. Среди них и будущий АЦ-30 (157) 27, дебютировавший на публике 9 декабря. А тогда это был полуразрушенный остов ЗИЛ-157 – ржавая кабина да шасси. Выходит, на полное воссоздание машины ушло всего полгода!
В ближайшее время выставочные автомобили на всю зиму спрячут в ангар, чтобы уберечь от непогоды. А весной они снова займут почетные места на «Красной площади» перед пожарно-спасательной частью № 1.
Но и это не все.
У орловских спасателей есть задумка создать музей Главного управления МЧС России по Орловской области в здании на улице Пионерской, когда оно будет полностью отремонтировано. Материалы уже собраны, сделан профессиональный эскиз, осталось подготовить помещение и изготовить стенды, витрины и тумбы. Большая часть музейной экспозиции будет посвящена именно пожарной тематике, куда войдут раритетные автомобили.
Константин АНДРЕЕВ
Фото автора