26 мая в Орловском государственном академическом театре им. И.С. Тургенева состоялась премьера спектакля «Кутига» (18+).
«Кутига», что означает «метель» или «буран», стала первой постановкой, представленной в Орле новым художественным руководителем театра Владимиром Хрущевым.
Спектакль является своего рода «театральным сочинением», в основу которого легла одноименная повесть молодого уральского журналиста и кинодокументалиста, обладателя «Тэфи», писателя Максима Васюнова.
Премьера «Кутиги» была широко анонсирована еще до того, как начались репетиции, и для многих зрителей она стала долгожданной, однако, впечатления у орловских театралов остались неоднозначные. При выходе из зала некоторые из них отмечали, что спектакль поставлен в самых современных столичных традициях, другие честно признавались, что ожидали иного.
Пожалуй, правильнее было бы сказать, что «Кутига» при всей своей необычности, и вероятно, непривычности для орловского зрителя, в самом деле стала событием для местного театра.
Эта история о жизни, такой, какая она есть, о малодушии, об ошибках и искуплении, и, конечно же, о лучших человеческих качествах и готовности прийти на помощь ближнему просто потому, что немыслимо поступить иначе. И подана она ярко и неожиданно.
Действие спектакля захватывает партер и ложи, тем самым словно вовлекая зрителя в происходящее. Столь необычное использование театрального пространства в сочетании с замечательной актерской игрой оказывают действительно сильный эффект.
Сами создатели «Кутиги» подчеркивают, что спектакль, в котором есть место вполне понятным человеческим страхам, предчувствиям и снам, рассчитан на разные поколения зрителей, и тем не менее, ему был присвоен рейтинг 18+. Вероятно, сделано это было все же потому, что создатели постановки затрагивают достаточно серьезные темы, такие как толерантность, возможность пойти на сделку с собственной совестью или отказаться от нее, неприятие тех, чьи образ жизни и образ мышления отличаются от привычных нам.
Еще одной отличительной особенностью «Кутиги» стало необычное для орловского театра размещение зрителей – на балконе и в амфитеатре, — позволяющее одновременно оказаться как будто над происходящим и наблюдать за действием со стороны, и быть почти что задействованным в сюжете.
— Признаться честно, на меня постановка произвела неоднозначное впечатление, — рассказал «Орловской городской газете» один из зрителей по имени Сергей Корнев. – Я люблю театр, но это совсем не похоже на то, что я привык видеть. Тем не менее, во время и после просмотра есть над чем подумать. Наверное, это и есть главное в театре.
Анастасия Извекова
Фото Петра Мусатова