5 июня в театре «Свободное пространство» состоялась премьера спектакля «На счастье или на беду». (12+)
Постановка является логическим продолжением имевшего оглушительный успех спектакля «День1418й» (12+), представленного зрителям в 2020 году.
Автор обеих пьес, заместитель художественного руководителя театра Светлана Коновалова рассказывает, что изначально задумка состояла в том, чтобы поставить целую серию спектаклей, повествующих о жизни героев, жильцов одного орловского дома, в разные периоды времени: в 40е, 60е, 80е годы. Однако в процессе работы над материалом идея подверглась неизбежной корректировке.
– «День 1418й» повествует о дне окончания войны, о моменте, когда люди полны надежд и у них все впереди. «На счастье или на беду» – это уже история о том, оправдались ли эти надежды, о том, как сложилась жизнь героев, – поясняет Светлана Анатольевна. – Я не исключаю, что будут и другие спектакли из этой серии, и зрители увидят, какой была жизнь героев, например, в 30е годы, но пока об этом говорить еще рано.
Несмотря на то, что новая постановка является так называемым сиквелом уже полюбившегося театралам спектакля, смотреть «На счастье или на беду» можно и вне контекста первой части.
Светлана Коновалова говорит, что придумывать героев, за которыми наблюдает зритель, ей не пришлось, достаточно было лишь выйти на балкон и взглянуть на собственный двор.
– Я принадлежу к тому поколению, в котором люди знали своих соседей и ежедневно все вместе собирались во дворе своего дома, – продолжает автор пьесы. – Я не случайно перенесла действие именно в 60е годы, когда только начинали появляться музыка и мода, которые мы знаем и любим теперь. Это были первые ростки свободы человеческого мышления в «оттепель». Кроме того, все действие происходит 14 августа 1965 года. Это личный момент для меня.
Режиссерами спектакля стали Сергей Пузырев, Татьяна Сагайдачная.
– Меняются времена, мода, политическая обстановка, но люди остаются прежними. Молодежь сейчас точно так же переживает радости и горести, потери и счастливые встречи, как это было 5060 лет назад, – говорит Сергей Пузырев. – Всем нам приходилось и приходится принимать определенные решения на разных отрезках своей жизни. Я полагаю, что молодым людям будет интересно поразмышлять о том, как это было тогда, а людям старшего поколения вспомнить и, быть может, испытать некоторую ностальгию.
Свое название «На счастье или на беду» новый спектакль получил не случайно. Как подчеркивает Светлана Коновалова, каждое событие, происходящее с героями, самим своим фактом задает вопрос: на счастье или на беду оно случилось.
Новую постановку, как и «День 1418й», можно увидеть на летней площадке во внутреннем дворе театра, а значит, когда действие завершается, на сцене не опускается занавес.
Герои словно остаются среди нас, зрителей, и этот дополнительный эффект погружения в саму историю оставляет поистине неизгладимое впечатление.
Однако эффект погружения возникает еще в самом начале, когда по мере развития сюжета сидящие в зрительном зале люди осознают, что перед ними разворачивается не комедия или драма в их классическом понимании, а просто жизнь. Та самая, которой живем мы сами, наши близкие, знакомые.
Спектакль «День 1418й» оставляет зрителя с уверенностью в том, что самое страшное пережито и пройдено, а значит, здесь и сейчас, и в будущем все и у всех обязательно будет хорошо. Как минимум потому, что война научила людей ценить это «хорошо» понастоящему.
«На счастье или на беду» рассказывает уже о том, что жизнь не бывает идеальной, и тем не менее даже со всеми своими шероховатостями, человеческими ошибками и страхами, она бесконечно прекрасна и ценна. А еще о том, что завтра обязательно наступит новый день, и даже самая неразрешимая, самая горькая проблема может быть решена, если рядом есть хотя бы один человек, который поверит, поддержит и примет.
Создателям спектакля прекрасно удалось погрузить зрителя в атмосферу 60х годов прошлого века. Ктото из присутствующих вспомнил свое детство и юность. Те, кому в тот период жить не довелось, как будто побывали в машине времени, воочию увидев атрибуты той эпохи.
Каждое событие в спектакле действительно ставит зрителя перед выбором, волейневолей заставляет задуматься о том, как он сам поступил бы в предложенных обстоятельствах.
Анастасия Извекова