В Орловском литературном музее им. И.С. Тургенева можно увидеть персональную выставку Валерия Лукьянчикова «Акварель» (6+).
Наполненные чувством
Работы Валерия Лукьянчикова – это городские пейзажи. Улицы Орла, Ельца, Болхова, Праги и Салоников художник изображает такими, какими видит их сам, и эта необыкновенная красота и тонкость восприятия невольно притягивает взгляд, заставляет остановиться и рассмотреть, прочувствовать и увидеть хорошо знакомые места в совершенно новом ракурсе.
– Один человек назвал мои работы «портретами домов». Я сам никогда не использовал подобную формулировку, но подумав, понял, что она в действительности очень точно описывает то, чем я занимаюсь, – рассказывает художник.
Картины Валерия Лукьянчикова буквально пронизаны теплом и светом, а еще – невероятным уютом. Многие пейзажи орловцы узнают сразу же, перед другими замирают, пытаясь понять, что за место изображено – казалось бы, знакомое, и в то же время, неузнанное, как будто преображенное.
– Мы, безусловно, привыкаем к красоте Орла, ходим мимо, считая ее чемто само собой разумеющимся. Однако стоит солнечному свету упасть чуть иначе, вступая в игру с тенью, и ставшие для нас обыденными места и пейзажи преображаются, видятся совершенно новыми и поособенному прекрасными. Мне нравится ловить этот момент, смотреть на привычное в новом свете, – говорит Валерий Владимирович.
В его исполнении знакомые с детства дома и улочки, особенно те, что пришли с годами в плачевное состояние, преображаются, позволяя зрителю в буквальном смысле дышать атмосферой старинного, уютного, живущего полноценной жизнью, словно замершего во времени города.
Валерий Лукьянчиков не акцентирует в своих пейзажах внимание на людях и деталях быта, и тем не менее одним небольшим штрихом он умеет рассказать целую историю, побудить зрителя включить воображение, погрузиться в предложенный момент, и додумать, рассказать эту историю самому.
Путь художника
Учиться живописи Валерий Лукьянчиков начал в Орловской детской художественной школе, затем продолжил в Орловском художественном училище на отделении скульптуры. Позже продолжил образование на худграфе пединститута, где учился у таких признанных мастеров живописи, как Людмила Былинко, Николай Силаев и Юрий Козленков.
В начале 80х стало очевидно, что ремесла художника для того, чтобы достойно содержать семью, недостаточно, и Лукьянчиков фактически оставил живопись, лишь изредка брался за кисть, чтобы написать картину по велению души или в подарок.
Все изменилось пять лет назад после (без преувеличения) судьбоносного визита Лукьянчикова на вернисаж его первого учителя Эдуарда Галактионова.
– Я буквально «загорелся» акварелью и не могу найти этому рациональных объяснений, – делится он теперь.
Валерий Лукьянчиков за свой заслуженный успех в первую очередь благодарит своих учителей, тех, кто был рядом с ним, поддерживал, помогал и наставлял.
– Николай Яковлевич Силаев оценивал одну из моих работ буквально за день до своей кончины. Удивительный мастер, он никогда не указывал на ошибки, лишь предлагал сделать так или иначе, и я бесконечно признателен ему за это, – продолжает Валерий Лукьянчиков.
Отточить мастерство, работая с акварелью, – задача не из легких. Но о технике Лукьянчиков способен рассказывать, как о живом и одухотворенном существе.
– Акварель очень многогранна, подчас капризна. К ней нужно найти подход, научиться держать желаемый результат в своем воображении и работать «набело» за один раз, – поясняет он.
Художник, по его собственному признанию, не ищет вдохновения специально, лишь живет, как живется, как привык. При каждой возможности путешествует с супругой по России и из каждой поездки привозит наброски или уже готовые картины, потому что во всяком городе, в любой местности ему непременно встречается нечто прекрасное, достойное того, чтобы это запечатлеть.
Что именно, какое событие или переживание сделало его таким художником, каким он сегодня стал? На этот вопрос Валерий Владимирович ответить затрудняется.
– Думаю, это просто закономерный результат моего жизненного пути, моего мировоззрения и, конечно же, моего везения. Мне действительно несказанно повезло оказаться в окружении людей, для которых то, чем я занимаюсь, понастоящему важно, людей, готовых помочь советом и человеческим участием, – говорит он.
Особая неповторимая прелесть выставки «Акварель» заключается в том, что для того, чтобы в полной мере насладиться ею, вовсе не обязательно быть профессионалом. Знатоки и искушенные ценители и те, кто привык оценивать картины по простому принципу «нравится – не нравится» сходятся во мнении о том, что работы Валерия Лукьянчикова необыкновенно «чистые», заставляющие зрителя пережить нечто, далеко не всегда поддающееся словесному описанию, но неизменно определяемое как «чтото очень хорошее».
Анастасия Извекова