«Свободное пространство» готовится к закрытию 44-го театрального сезона. О его предварительных итогах рассказал художественный руководитель театра Сергей Пузырев.
– Сергей Викторович, как вы полагаете, этот сезон был для театра успешным? Удалось ли реализовать все запланированное?
– Для «Свободного пространства», как, впрочем, и для любого другого театра, этот сезон вышел немного сумбурным. Полгода мы практически не работали изза коронавируса и, конечно же, не все успели воплотить. Тем не менее у нас вышло не меньше спектаклей, чем это бывало обычно. В том числе, в репертуаре театра появились два больших и серьезных мюзикла, ничем не уступающие, по моему мнению, столичным постановкам. Это «Кармен. История Хосе» (16+) и «Маугли 2092» (12+). Оба эти спектакля достаточно сложны технически, они яркие, зрелищные, и в то же время интересны зрителю по своему смысловому, идейному наполнению. Наш опыт показывает, что зритель в целом готов и хочет смотреть музыкальные истории с глубоким, подчас даже трагическим смыслом.
– Однако такие истории требуют серьезной подготовки от артистов, как минимум в том, что касается вокала и хореографии.
– Совершенно верно. Как отдельное и очень радостное для театра достижение этого сезона я хочу отметить очевидный рост наших артистов в этом плане. В последние годы с музыкальными постановками, к сожалению, не складывалось, но в уходящем сезоне мы смогли не просто наверстать упущенное, но и выйти на некий новый уровень. Артисты всегда хотят развиваться, и развиваться максимально разнопланово, а вокал и хореография есть бесспорное украшение любого образа, возможность взглянуть на героя шире, под новым углом. Задачу, конечно же, изначально нельзя было назвать сверхсложной. Как минимум потому, что все наши артисты профессионалы, а «образованное» тело, владение вокальным и танцевальным мастерством являются обязательной составляющей актерской профессии. И тем не менее артистами, режиссерами, мастерами по свету, художниками по костюму и декораторами была проделана огромная работа, задавшая определенную планку. В том числе, и расширяя ради этого собственные взгляды, вводя в репертуар нечто принципиально новое.
– Именно это вы и планируете делать в следующем сезоне?
– Я не хотел бы делиться планами загодя. Скажу лишь, что в следующем сезоне мы намерены поставить большой трагикомический спектакль; обязательно поработаем с классикой: вероятно, попробуем обратиться к Достоевскому, и велика вероятность того, что на сцене «Свободного пространства» появится современная драматургия.
– Вы собираетесь представить орловскому зрителю нечто экспериментальное?
– В первую очередь мы намерены представить зрителю историю, наполненную смыслом. Хорошая история в первую очередь должна давать человеческой душе возможность трудиться. Я убежден, что театр должен поддерживать человека, подводить его к определенному выводу, дарить некий огонек надежды, а в идеале – целый спектр вариантов ответов на стоящие перед ним вопросы. Мы будем искать пьесу, достойную того, чтобы ее увидел наш зритель.
– У «Свободного пространства» сложилась замечательная традиция сотрудничества с режиссерами из других городов. Вы планируете продолжать ее?
– Мне бы этого очень хотелось. Такое разнообразие хорошо как для артистов, так и для зрителей.
Переключаясь, артисты становятся более разнообразными и подвижными. Зрителю же представлен широкий выбор самых разных спектаклей в нашем репертуаре. Я рад, что к нам приезжают режиссеры, не похожие на меня по почерку, темпоритмам, ощущению цвета и материала. В предстоящем сезоне мы ждем двух совершенно новых режиссеров и надеемся встретиться с теми, с кем уже успели поработать.
– Режиссеру и артистам всегда приходится находить некие точки соприкосновения, так называемый общий язык, чтобы работать плодотворно. Насколько сложно обычно проходит этот процесс?
– Я бы сказал, что в самом понятии «поиск общего языка» есть некоторое лукавство. В первую очередь, все мы профессионалы, и это всегда важнее каких бы то ни было личных моментов и нюансов. С другой стороны, рождение спектакля – процесс достаточно интимный, и важно, чтобы режиссер и артисты в равной степени были заинтересованы в нем. Это всегда компромисс в плане личного и бескомпромиссность в плане творчества, и это честно. В театре нельзя просто работать, тем более в театре провинциальном, где однозначно не идет речь о сногсшибательной славе и деньгах. Это своего рода служение. Для людей, служащих в театре, важен в первую очередь смысл, и режиссер должен вдохновить их идеей. Артист хочет сыграть хорошую роль, а режиссер – поставить хороший спектакль, и значит тот самый общий язык стремятся отыскать обе стороны. Режиссер – это в первую очередь помощник, он помогает сыграть роль, и для него крайне важно быть убедительным.
– Сергей Викторович, так каким же будет закрытие этого непростого, насыщенного, такого яркого сезона? Что вы готовите для зрителей?
– По традиции, мы планируем завершить сезон премьерой. Это будет «Обыкновенное чудо» (12+). Это известная пьеса, по которой снят великолепный фильм, милая романтичная сказка с «горчинкой», которую мы постараемся сделать настоящим визуальным праздником для зрителя. Мы намерены создать яркий, большой, глубокий, жизнерадостный спектакль. Кроме того, в завершение сезона планируем официально подвести его итоги. По понятным причинам в прошлом году не состоялась церемония вручения традиционной внутритеатральной премии «Хрустальная рампа», но в этом году мы рассчитываем ее провести. Достойных награды будут определять сами зрители путем голосования, и это очень важная для театра «обратная связь».
Анастасия Извекова