В преддверии выпускных директор школы №33 Наталья Зубцова рассказывает о том, как мотивировать ребенка, как найти общий язык с любым человеком и приятно ли жить для себя.
– Наталья Ивановна, почему вы решили стать педагогом?
– Я живу на Выгонке с 5 лет. Почти всю жизнь в этом районе. И, соответственно, пошла учиться именно в эту школу, в 33ю. Здесь полюбила школу и учебу настолько, что сама захотела стать учителем. Еще я всегда любила маленьких детей. Всегда была вожатой, на уроках учебнопроизводственного комбината (УПК) помогала воспитателям в детском саду. Решила стать учителем начальных классов.
Так сложились обстоятельства, что после школы я не поступила в институт – нужно было работать. Я трудилась вожатой, а уже на следующий год, продолжая работать, поступила в педагогический институт на заочное отделение.
– А как вы попали на работу именно в свою родную школу?
– Меня здесь знали. Я еще не окончила институт, когда директор школы №33 предложила работать учителем начальных классов. С радостью согласилась, ради этого пришлось раньше выйти из декретного отпуска. Так с 1994 года я работаю в этой школе.
– Столько лет! Не жалеете, что выбрали эту профессию?
– Точно могу сказать: «Это мое!» За все эти годы я не сталкивалась с выгоранием, усталостью от профессии. Наоборот – работа с детьми всегда заряжала меня и придавала сил.
Я помню всех детей, которых учила, помню их родителей. И ученики меня помнят. Бывает, идешь в своих мыслях, а мне взрослый мужчина: «Здравствуйте, Наталья Ивановна! Вы меня помните?». «Конечно, Сережа, помню!». А я учила его в начальной школе. Мои бывшие выпускники начальной школы частенько приводили ко мне учиться уже своих детей.
– Как вы стали директором школы?
– В начале 2000х я недолго работала завучем, потом эту должность сократили, снова стала учителем. Когда в 2018 году наша директор ушла на пенсию, многие говорили, что я могла бы занять ее должность. Сама я, если честно, представить не могла, что когданибудь стану директором. Однако мою кандидатуру поддержали. Только вот образования у меня немного не хватало – надо было получить еще диплом менеджера.
Курсы переподготовки длились шесть месяцев. Мне пришлось их пройти за два месяца. А это значило бессонные ночи – я тогда работала в две смены. Однако перед трудностями никогда не пасовала – надо так надо. Все получилось, и 19 января 2019 года меня назначили директором школы.
– Не было сомнений?
– Да, у меня были сомнения. Нет, я не боялась ответственности, не опасалась, что не получится. Переживала, как же оставлю своих учеников, детей из обоих классов. Тогда я вела два класса в две смены, в том числе один коррекционный. Думала: «Не предаю ли я так своих ребят?» Но один мудрый человек мне тогда сказал: «У тебя просто теперь будет не 45 «твоих» детей, а 850».
Так и получилось. Все ученики школы №33 теперь «мои» дети. Конечно, я теперь не могу запомнить всех в лицо, но большую часть знаю. Мне кажется, дети и родители меня воспринимают не как директора, а как учителя, к которому всегда можно подойти, решить любой вопрос. Этому я очень рада – мои двери всегда открыты.
– А какие сложности в управленческой работе?
– Поначалу было сложно не столько от большого объема работы, работы я не боюсь, было не всегда легко завоевать авторитет у коллектива – некоторые педагоги помнят меня еще ученицей. Однако постепенно удалось и это. Я коллегам дала понять, что открыта для диалога, обсуждения и решения проблем. Уверена, что любой конфликт, любые трудности можно решить. Пока мы живы, безвыходных ситуаций не бывает.
– Неужели вы не устаете? Как справляетесь?
– Конечно, устаю от нагрузки, ведь кроме директорских обязанностей, я еще и член государственной экзаменационной комиссии по ЕГЭ. Однако никто другой моей усталости замечать не должен! Что бы ни было, утром, смотря в зеркало, говоришь себе, что все сможешь. На работе я самое позднее в 7.30, ухожу в 18.30 – 19.00. Конечно, иногда жаль, что не можешь много времени уделить домашним. 25 июня, например, у моего внука будет день рождения, но в этот же день будут выпускные вечера… Свободного времени у меня не очень много. Отдыхать тем не менее люблю на даче. Вообще люблю природу, собирать грибы. Еще люблю готовить для своей семьи, мужа, сына с невесткой, внука, мамы чтонибудь вкусненькое. Читать люблю, сейчас увлечена книгами по психологии. Племянница дала мне книгу «Полюби себя». Я прочитала – и не согласна с тем, что там написано! Как можно жить для себя, своего удовольствия? Я уверена, что обязательно нужно приносить пользу людям. Только так я чувствую себя счастливой, полноценной. Я люблю свою семью, свою работу, свою школу, свой район. В этом я вижу смысл и радость. Для меня это и значит «любить себя».
– Как вы работаете со сложными детьми? Как мотивировать школьника хорошо учиться?
– Думаю, что сложных детей не бывает, бывают сложные семьи. С людьми надо разговаривать. Я люблю наблюдать со стороны за учениками 1011 классов. Какие же они замечательные! Многие ребята сдают ЕГЭ на «отлично» без репетиторов. Главное, чтобы ребенок нашел то, что ему нравится. К примеру, один из выпускников прошлого года мечтал стать программистом – сдал ЕГЭ по информатике на 97 баллов, готовясь самостоятельно. Очень вредно ребенка заставлять выбирать ту профессию, которую он не хочет. Была еще история, когда родители заставляли парня идти в институт МВД, а он совсем не хотел становиться юристом или полицейским. В итоге ребенок, который знал обществознание на «отлично», получил на ЕГЭ двойку. Мы, конечно, выяснили, почему так произошло, потом он переписал экзамен. А для когото 85 баллов на ЕГЭ – уже большое достижение, и надо за это похвалить. Так что все разные и каждого можно понять.
Елена Маслова
Фото из архива героини публикации