Чем отличается новый штамм коронавируса и помогает ли от него прививка, рассказывает врач-инфекционист больницы им. С.П. Боткина Светлана Архипина.
– Светлана Анатольевна, в последние пару недель сильно увеличилось количество выявляемых случаев COVID19 в сутки. С чем это связано?
– Третья волна эпидемии, усугубленная новым штаммом вируса.
– Чем эти «волны» отличаются друг от друга?
– Первая волна, которая началась в марте 2020 года, была относительно мягкой: болели в основном люди пожилого возраста. Вторая волна, которая началась в январе – феврале 2021 года, была уже более жесткой, заболевало гораздо больше людей. Но и тогда это был уже привычный нам первый штамм вируса, с которым мы столкнулись. Летом начался новый всплеск заболеваемости, и доктора быстро поняли, что это новая разновидность вируса. Примечательно, что болеть стали молодые. Сейчас в ковидных отделениях лежит очень много людей 2040 лет. Болеют очень тяжело, с высокой температурой. Особенность нового штамма: несколько дней держится температура 3940, почти ничем не сбиваемая. Для таких пациентов также характерна диарея, выраженная интоксикация, как и раньше – сильный кашель, пропадает обоняние. Хотя, по моим наблюдениям, в эту волну обоняние у больных пропадает реже.
– Могут ли этим штаммом заразиться привитые или уже переболевшие COVID19?
– Да, но они болеют гораздо легче. Они не попадают в реанимацию, их болезнь не принимает тяжелую форму. Так что прививаться нужно обязательно. Однако и после прививки надо соблюдать все меры безопасности: регулярно мыть руки, носить маски в общественных местах и т. д. По опыту предыдущих пандемий — нужно около трех лет, чтобы эпидемия пошла на спад. И чем больше людей будут привиты, тем раньше это случится.
– А полтора года уже прошло!
– Для медработников, которые все это время трудятся не поднимая головы, это не «уже полтора года», а «целых полтора года»… Нам очень хочется, чтобы все это побыстрее закончилось. Ладно инфекционисты: мыто делаем свою работу. А каково хирургам, гинекологам, неврологам, которые сейчас работают только с больными с COVID19?
– Если у человека есть антитела к новой коронавирусной инфекции, можно ли делать привику?
– Конечно! Можно делать ее смело – никакого вреда не будет. Необязательно даже проходить предварительный тест на антитела.
– А если человек все же решил сначала проверить наличие антител, сколько их должно быть, чтобы можно было понять, много их или мало?
– До четырех норм — мало. Больше — достаточно. Размер одной нормы разный в разных лабораториях — его обычно пишут на бланке с результатом анализа. То есть значение антител при анализе надо поделить на размер нормы. Если результат меньше 4, то антител немного.
– Сколько часов в день вы проводите в «красной зоне»?
– Около четырех часов. Если больных много или ведешь тяжелого больного, то и дольше. Больше времени занимает заполнение медицинской документации.
– Тяжело работать в спецкостюме?
– Со временем привыкла. Только в жару очень тяжело. Поначалу было сложно психологически: каждый день рискуешь жизнью, неизвестный вирус… Но и к этому привыкаешь. Еще особенность коронавируса в том, что он затрагивает и нервную систему. Пациенты могут вести себя своеобразно, бывают даже интоксикационные психозы. Но если быстро и правильно снять с себя защитную одежду после пребывания в «красной зоне», то риск заражения минимальный. Проще заразиться в магазине или транспорте. Жаль, что многие пренебрегают масками. Пока не будет привито 60% населения, масочный режим будет необходим.
– А каковы последствия COVID19? Говорят, что он долго может давать о себе знать.
– Прежде всего, проблемы с сосудами — образование тромбов. А повышенное тромбообразование — это риск инфарктов, инсультов, тромбоэмболий. Многие переболевшие жалуются, что выпадают волосы, долго не восстанавливается обоняние, повышается уровень сахара в крови. Изза поражения сосудов мозга сильно страдает память.
Елена Маслова