Образ нашего города складывался веками. Орел пережил разорение крымскими татарами, многочисленные пожары, наводнения, войны… История сохранила нам немного знаков и свидетельств былого, но они есть, особенно на центральных улицах, да и сами названия улиц – это знаки истории.
Один из них – улица Ленина, бывшая Болховская. Пройдем по ней вслед за Гавриилом Михайловичем Пясецким, который в середине ХIХ века назвал Болховскую «первой во всем городе».
Улицы как таковые – прямые, окнами на улицу («у лица»), с делением на кварталы – появились на плане Орла с 1779 года. В каждой из трех частей города были центральные: в первой – Кромская, во второй – Московская, в третьей – Болховская. Но первое ее название было не по географическому принципу (дорога на Болхов), а по классовому. В 1799 году она получила название Большая Дворянская, через пять лет – Большая Болховская и только в 1861 году – Болховская. Улица начиналась от Воскресенского переулка, шла через Александровский мост, через два квартала сворачивала налево и доходила (до 1920 года) до улицы Борисоглебской (ныне Салтыкова-Щедрина).
На Болховской дома строились на каменных фундаментах, потом – только каменные дома (в 1870 году был снесен последний деревянный домик). При губернаторе Шредере появились каменные тротуары и булыжная мостовая, которые до последнего времени придавали улице неповторимость и очарование.
Молодой Бунин, служивший в «Орловском вестнике», писал в «Жизни Арсеньева»: «Я шел вниз по Болховской, глядя в темнеющее небо… Зажигались фонари, тепло освещались окна магазинов, чернели фигуры идущих по тротуарам, вечер синел, как синька, в городе становилось сладко, уютно…».
Населена улица была, прежде всего, купцами, здесь же размещались и магазины Подшивалова, Левакова, Дугина, Калашникова и других. На Болховской можно было купить все и самого лучшего качества; в одном магазине Дугина – от гвоздя до клозета. Ткани, меха, парфюмерия – об этом кричала реклама со страниц «Орловского вестника». На Болховской же была самая модная парикмахерская француза Рауля, а обшивал модников портной Гузик.
В торжественные дни, в дни посещения царских особ (а это случалось нередко) улица украшалась гирляндами, светильниками. За порядком следил квартальный надзиратель, его полосатая будка стояла на перекрестке Болховской и Георгиевской (ныне Тургенева). Не только подвыпившие мастеровые – мышь не проскочит!
Улица всегда была многолюдной, в разное время она видела самых разных гуляющих и проезжающих – от шляпок и цилиндров до шлемов с красной звездой, от извозчиков до первого танка, который в 1930 году вел по улице Сурен Шаумян, первый командир танковой школы.
Здесь жили в снимаемой квартире известные революционеры братья Дубровинские, родился композитор Михаил Осокин, заслуженный деятель искусств, актер и режиссер Иосиф Рапопорт; в собственном доме отца жил краевед-статистик Владимир Петиков, расстрелянный в 1929 году по «делу краеведов».
Во флигеле дома владелицы ювелирного магазина Тухиной, находившемся в конце улицы справа (если идти от моста), жил молодой Леонид Андреев, тогда остро нуждающийся. «Буйный орловец» дружил с директором Орловского Бахтина кадетского корпуса Робертом Лютером (вместе дегустировали вина у купца Калашникова); был хорошо знаком с прекрасным музыкантом, организатором концертов в Дворянском собрании Леонидом Генчелем.
До нашего времени сохранились здание аптеки Рота (ныне аптека № 3); здание Северного банка, построенное архитектором Александром Химецом на углу Болховской и Садовой (Горького); здание гостиницы «Иордан», на котором недавно установлена мемориальная доска о пребывании здесь И.С. Тургенева (дом № 23). Рядом находилась кондитерская Петрака, на втором этаже которой жил с семьей Венедикт Флорианович Генчель, директор Орловского отделения Императорского музыкального общества, создатель и хозяин первого музыкального магазина в Орле. Когда он садился за рояль «Беккер», который находился в его кабинете, прекрасная музыка доносилась до обитателей улицы через балкон, сохранившийся до наших дней. В литературных и семейных легендах Венедикт Генчель числился одним из прототипов тургеневского Лемма в романе «Дворянское гнездо».
В Орле на Болховской улице находились музыкальные магазины Алферова, Петикова, Кашкина, всегда звучала музыка в саду «Эрмитаж» и в саду «Аквариум». Здесь устраивались гулянья, выступали заезжие артисты, певцы и циркачи, звучали песни каторги и ссылки.
В 1898 году (раньше, чем в Москве и Петербурге) в Орле открыли узкоколейное трамвайное движение на электрической тяге. Трамвайные вагоны, шумные, дребезжавшие, открытые всем ветрам, с билетами по четыре копейки (если ехать не дальше Ильинки по маршруту «Богоугодное заведение – вокзал»), шли через Болховскую. Впрочем, больший период времени в XX веке билет стоил 5 копеек. Купец Дугин зажег от трамвайной линии электрический фонарь, тогда первый и единственный в Орле.
В 1905 году в Орел пришел Великий немой – кинематограф. На Болховской улице появились два кинематографа: «Парижский» («Комсомольский») и «Гранд-Электро» («Октябрь»). На месте кинотеатра «Победа» находилась Георгиевская церковь с двумя приделами, но в 1930 году она была закрыта, а в 1946 году разобрана. На этом месте в 1952 году построили кинотеатр «Победа».
В 1919 году Болховская улица получила имя Ленина, так же как и Александровский мост, названный именем Александра II в честь 25-летия царствования в 1880 году. Строителем моста был инженер путей сообщения Александр Ильич Лебединский. В июле 1919 года Орловский горисполком постановил: «Поручить отделу городского хозяйства снять с мостов старые вывески и переименовать: Александровский – в Ленинский, Мариинский – в Красный». В том же году во исполнение декрета Совнаркома Орловский горсовет принял постановление «Об отмене частной собственности на все строения, стоимость которых превышает 10 000 рублей». Поскольку на Болховской стояли дорогие дома, все они были национализированы.
Сменился век, улица закрепила свой статус пешеходной, изменилась внешне. Снова стоит вопрос о ее названии: оставить нынешнее, вернуть старое или присвоить новое? Следует, как всегда, руководствоваться принципом: не навредить! Пусть наша главная улица останется для поколений средоточием красоты, гармонии и патриотизма.
Антонина Гольцова, заслуженный работник культуры