В номинации «Творческий успех» победителем ежегодного конкурса «Лицо города-2016» названа Елена Игоревна Буйновская, преподаватель Орловской хоровой школы, заместитель директора по методической работе.
Подарки к юбилею
В этом году хоровая школа отмечает 25-летие, и каждая творческая победа ее педагогов и воспитанников воспринимается как подарок родной альма-матер.
Посильной лептой в общую копилку расценивает свои педагогические и методические достижения и Елена Буйновская, педагог, руководитель хора девочек «Подснежник».
В юбилейном для школы году созданный ею коллектив, которому едва исполнилось пять лет, завоевал Гран-при Международного конкурса-фестиваля художественного творчества в Казани и звание «Образцовый коллектив». А до этого были дипломы лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей в Болгарии, Абхазии, Санкт-Петербурге, Воронеже, успешные выступления на общегородских праздниках.
Растет арсенал наград и званий и его руководителя, автора не только многих аранжировок для 3-4-голосного пения, но и разработчика оригинальных учебных программ, в том числе для инклюзивного музыкального образования «особенных» детей.
В минувшем учебном году Елена Игоревна стала победителем общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств-2015», подтвердив как высокий статус Орловской хоровой школы, так и свой профессионализм, который оттачивается вот уже 23 года. Судя по деловой характеристике, подписанной директором хоровой школы Еленой Казаковой, Елена Буйновская – талантливый хормейстер, музыкант высокой певческой культуры, с авторским стилем и безукоризненным вкусом.
Глубокие корни
В школе № 28, где училась Елена, работала студия хорового пения «Орленок» с программой музыкальной семилетки, и девочка сразу же туда записалась. Любовь к музыке, по ее словам, «сидела в ней на генетическом уровне». По крайней мере, имела куда более глубокие корни, чем, скажем, интерес к спорту, где Елена в школьные годы тоже делала большие успехи. Ее родители были военными инженерами-конструкторами, гармонично сочетая в себе интересы «физиков» и «лириков».
– В часы отдыха папа часто пел под гитару, мы с мамой ему подпевали, – светло вспоминает свое дошкольное детство в Ленинграде Елена Игоревна. – Родители шутили, что говорить и петь я начала одновременно. Пела то, что слышала от них: романсы, бардовские песни, джаз, шлягеры эстрадных звезд 70-х годов.
В доме была большая фонотека, в которую помимо того, что покупал отец, ежемесячно добавлялись и тонкие пластинки, аккуратно вырезаемые из любимого всей семьей журнала «Кругозор». Лена с голоса выучила многое из того, что пели Сергей и Татьяна Никитины, Юрий Визбор, Гелена Великанова, Тамара Миансарова. Записи западных исполнителей подвигли девочку учить и английский язык: ей очень хотелось понимать смысл услышанного.
Учителя
Поэтому в хоровую студию она пришла с большим «репертуаром», развитой памятью, хорошим музыкальным слухом. Школой руководила Лилия Ивановна Аушева, о которой с благодарностью вспоминают многие ее воспитанники. Елена говорит о ней как о педагоге, который пропагандировал красоту и мощное эстетическое воздействие, воспитывал ответственность и дисциплину, чувство «командного игрока», удваивающее силы каждого поющего. Благодарит за совершенно особое пространство хора, где девочка все годы учебы ощущала комфорт и защищенность.
– В некоторых своих нынешних ученицах я узнаю себя, – признается Елена Игоревна. – Была такой же стеснительной, боялась даже на шаг выйти из шеренги, но благодаря педагогу и поддержке друзей со временем преодолела робость и даже успешно солировала.
В музыкальном училище как и в хоровой школе Елена занималась в хоре легендарной Раисы Сергеевны Анохиной, каждая репетиция которой была и уроком. Руководитель учила будущих коллег умению организовать поющий коллектив, развивать возможности голоса, работать с солистами, подбирать репертуар, воспитывала в молодых хормейстерах лидерские качества.
В 90-е годы, когда уже сложно было выехать даже за пределы Орла, Анохина возила свой хор на международные фестивали и конкурсы, в том числе на Певческое поле в Таллин, откуда орловцы возвращались домой не только переполненные новыми идеями и впечатлениями, но и лауреатами. Эти дорогие для каждого хориста дипломы – убедительные доказательства широкого признания певческих традиций Орла. Во многом благодаря Анохиной и по ее примеру одна из лучших учениц выбрала путь, некогда сформулированный композитором Георгием Свиридовым: «Сначала музыка как забава, затем она профессия и искусство, потом – как судьба». И преуспела на этом пути.
…но и любовь – мелодия
…Пока Елена осваивала в музыкальном училище профессию хорового дирижера, студия «Орленок» переросла в хоровую школу. На четвертом курсе девушка пришла к своим наставникам с просьбой о работе: несправедливо рано один за другим ушли ее родители, и бабушка Раиса Дмитриевна Овсянникова поднимала двух осиротевших внучек. Елене с охотой доверили малышей, а получив красный диплом, молодой специалист в 1993 году на равных влилась в трудовой коллектив своей родной школы, куда она спустя годы привела и двух дочерей.
– Моя задача сделать так, чтобы для детей, которые приходят ко мне в класс или хор, музыка стала если не профессией, то очень важной частью жизни, – говорит Елена Игоревна. – Чтобы чувствовали: без музыки жизнь неполная.
Как это было с ней. Она тогда уже работала – преподавала, руководила младшим хором, заочно училась в Нижегородской консерватории, была молодой женой и мамой, но постоянно чувствовала, что чего-то важного не хватает. Оказалось – пения в хоре. С радостью приняла приглашение в первый состав вокального ансамбля «Канцона» под руководством профессора ОГИК Елены Николаевны Болдовской и больше 15 лет была его хористкой и солисткой. Как годы абсолютного счастья вспоминает то время, о котором говорит стихами Пушкина: «Одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия».
– Разве можно представить полноценную жизнь без любви? Вот такой же важной музыка должна стать и для моих учеников. По крайней мере я стараюсь, чтобы так было.
Судя по тому, как много выпускников хоровой школы, воспитанников хоровых коллективов выбирают своей профессией музыку, у Елены Буйновской и ее коллег это получается.
Валентина Новошинская