В преддверии начала учебного года Глава Минобрнауки Валерий Фальков высказался об основной проблеме образования в России. В интервью газете «Известия» министр отметил, что речь идёт о мотивации. По его мнению, задача университетов – работать с мотивацией студента. Министр отмечает, что студент должен находиться в вузе не ради диплома, а ради знаний, т.к. именно в таких студентах — молодых учёных, создателях и научного, и технологического будущего страны – сейчас существует большая потребность.
По мнению эксперта кафедры «Политология и государственная политика» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Елены Савиновой, поколение современных студентов, поколение Z или зумеры (зеты), действительно, нуждается в дополнительных инструментах мотивации по сравнению со своими предшественниками. Опираясь на знания специфики среды, в которой происходило становление зумеров, вузы и преподаватели могут успешно работать с их мотивацией. Поскольку с детства зумеры воспитывались в атмосфере признания и заботы, то они отвергают обычные для предыдущих поколений переработки, рутину и трудоголизм. Они не воспринимают авторитарный стиль взаимодействия, для них оптимален коучинговый подход, стирающий четкую иерархию, в данном случае преподаватель не требует и указывает, а подсказывает и предлагает. Закрепляют эффективное поведение за зетами похвала и признание заслуг, при этом им важна публичность. Соответственно, эффективнее будет работать такой инструмент мотивации, как пост на сайте вуза, а не ценившаяся ранее грамота. Поколение Z часто называют iПоколением или оцифрованным поколением, поэтому ими востребованы такие инструменты в обучении и работе (соответственно, сказывающиеся на мотивации) как чаты, позволяющие быстро уточнить интересующий вопрос у преподавателя, дашборды, отслеживающие статус задач и т.д. И конечно, пресловутое «клиповое мышление»: информация, усваиваемая зетами должна быть краткой. Таким образом, если в рамках учебного процесса будет существовать ориентация на эти особенности студенчества, то в результате обучения будет сформирован молодой специалист, соответствующий цифровым вызовам и трансформациям современного общества.