В Орловском краеведческом музее открыта выставка «Орел времен минувших. Эскиз к проекту» (0+).
Для авторов – художника Владимира Овсиенко и историка Дмитрия Коренева путь к реализации этого проекта был достаточно долгим и тернистым.
Однако в итоге получилось очень даже симпатично. Удачное сочетание живописных работ на тему истории Орла XVI века и мастерски воспроизведенных костюмов той же эпохи создают эффект погружения во времена, когда наш город был молод и только начинал прирастать посадами и слободами, постепенно выходя за границы небольшой крепостцы на слиянии Оки и Орлика.
Пар костей не ломит
В этюдах, зарисовках, портретах и законченных композициях член Союза художников России Владимир Овсиенко сумел сделать главное – наполнить жизнью свои работы. Заставить зрителя поверить в то, что Орел на «заре времен» населяли люди со своими страстями и переживаниями, которые в чемто были очень похожи на наших современников.
– А что вы хотите, русский человек по своей сути не меняется, – считает мастер. – Достаточно почитать труды Костомарова, Соловьева или Щербакова. В них очень много интересного про обычаи и характерные поступки русских людей. Возьмите такой факт: любили наши предки показное богатство. Шубы носили даже летом – «пар костей не ломит»! Даже за стол, в гостях, предпочитали садиться в шубах и не потому, что мерзли. Просто старались «утереть нос» соседям. Чем богаче шуба, тем больше почет! Тройки лошадей для выезда им бывало мало, ведь тут нужен размах, эскорт. Чтобы прохожие шарахались в стороны! Чтобы весь город видел – вот, мол, каков молодец, «не лаптем щи хлебает»! Разве это не похоже на сегодняшние показные заезды нуворишей? Так что и «мерседесы с мигалками», и золотые цепи, и шальные деньги – это все оттуда идет. От наших предков. Разумеется не только это. И внутренняя красота, и сила характера тоже оттуда. Вот почему исторические портреты я стараюсь писать с натуры, находя для этого подходящие типажи среди своих знакомых. К примеру, кулачные бойцы – да я таких ребят постоянно в клубе «Атлант» вижу. Такие же крутые парни выходили на лед Оки биться стенка на стенку и двести, и триста лет назад! Так что, недостатка в натурщиках для своих работ я не испытываю. Исторические портреты для меня это не только попытка понять русского человека, но и стремление разобраться в себе самом.
На вопрос о том, почему современные художники редко обращаются к историческим темам, Владимир разводит руками:
– Действительно, это так. Но и раньше таких мастеров было не так много. Художнику проще написать пейзаж, выйдя «за околицу», чем попробовать проникнуть за грань времен. Ведь обращаясь к истории, живописец, график или скульптор должен «перелопатить» множество материала. Не только знать историческую канву, но и разбираться в архитектуре, костюмах, оружии, утвари и прочих нюансах той эпохи, которую он изображает. В моей работе мне тоже пришлось многое изучить. Недостаток информации заставлял ее искать. Хотелось во многом разобраться. Определиться с типажом Ивана Грозного или создать собирательный образ горожанинаорловца. Интересно было поработать со скульптурой. Художник, если он пишет портреты, может быть и скульптором, а вот наоборот получается не всегда. Я испытал большое удовольствие, лепя портрет типичного горожанина. Причем для создания образа пришлось изучить 3D моделирование. Кажется, типаж вышел удачным, как и выставка в целом. Во всяком случае, отзывы историков мы получаем даже лестные.
– Действительно, материал надо знать досконально, – соглашается кандидат исторических наук Дмитрий Коренев. – В основе моих реконструкций – исторические источники: изобразительные, записи Кроильных книг, описания подлинных вещей из коллекций российских музеев. Есть и своя методика реконструкции кроя, сложившаяся за годы работы и апробированная в научных статьях. Реконструкция XVI и XVII веков только набирает обороты в России, несмотря на ее существование с конца 90х годов XX в. Но вот научный подход совсем молод.
История в деталях
– В процессе монтажа выставки я даже сделал для себя небольшое открытие, – улыбается Дмитрий Коренев, – узнал, что обычная сода хорошо имитирует снег… А если говорить о том, что нам удалось, думаю, получилось создать атмосферу жизни того времени, удалось придать ей объемность, что ли, позволить взглянуть поновому на повседневную историю. Лично у меня не получилось дать полную картину костюма того времени. Но такой масштабной задачи я перед собой и не ставил, ведь это пока только эскиз к проекту. В дальнейшем мне было бы интересно попробовать сделать фотореконструкции жизни орлян тех лет. Есть идея выставкиквеста по Орлу времен минувших. Другие эпохи я пока рассматриваю, как весьма отдаленную перспективу для движения. Слишком много вопросов еще надо решить по XVI и XVII векам.
– Тема вовсе не закрыта, – считает Владимир Овсиенко. – Каждый из нас дальше будет посвоему ее развивать. Материалов накопилось очень много. У меня осталось незаконченных работ – еще на пару залов. Хотелось бы продолжать работать в скульптуре. Задумана большая композиция на тему кулачного боя на Оке. Есть идея написать работы об Орловской крепости – по реконструкциям Владимира Неделина. Хотелось бы подключить друзей, чтобы представить работы разных художников, сделать следующую выставку более массовой, интересной – и для нас самих, и для тех, кто будет это видеть, для тех же школьников. Хотелось бы, наконец, видеть реальную помощь «отцов города», «купечества». То, что мы выставили, может стать частью большого экспозиционного проекта, цель которого – представить Орел в различных эпохах, вплоть до нашего времени. А может быть, и в будущем! Ведь в каждой эпохе можно найти то, чем наш город был знаменателен, да и помечтать, каким он станет, тоже не вредно!
– В законченном варианте проекта нужен больший масштаб, – добавляет Дмитрий Коренев, – площадей, полотен, жизненных ситуаций и персон. В идеале это должна быть «прогулка» по Орлу тех лет, «беседа» с его жителями. И да, нужно больше деталей. В них кроется… История.
Бедовал Андрей ТУРБИН