В 1962 году улица 2-й Коммуны в Орле была переименована в улицу Ермолова. На ней, рядом с орловским Свято-Успенским мужским монастырем, ютится деревянный жилой дом под № 7, история которого имеет прямое отношение к судьбе прославленного генерала. У входа размещена мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1827 по 1829 г. жил генерал артиллерии Герой Отечественной войны 1812 года Алексей Петрович Ермолов».
Он был построен в 1827 году отцом генерала Петром Алексеевичем Ермоловым. «Старик мой строит себе маленький домик близ церкви и жилища архиерея*, с которым он дружен, и там намерен кончить дни свои…», – писал Алексей Петрович в сентябре 1827 года.
В ту пору это была окраина города, а улочку, где был выстроен дом, неизвестно когда назвали Заострожной (переименована в 1929 году). Отметим, что П.А. Ермолов после отставки с военной службы артиллерии майором начал гражданскую карьеру во Мценской дворянской опеке, в 17851792 годы занимал должность председателя Орловской палаты гражданского суда и дослужился до статского советника. В этом скромном доме отец генерала жил до своей кончины в 1832 году. Спустя четыре года было исполнено его завещание, по которому дом на Заострожной улице передали мужскому монастырю. В последующие годы дом перестраивался, менял облик (из полутораэтажного стал одноэтажным, утрачен мезонин) и сохранился в хорошем состоянии, благодаря его жильцам.
Как выяснилось, генерал А.П. Ермолов, после того как в 1827 году был отстранен от всех должностей и отправлен в отставку, в этом доме не проживал. Большую часть времени он проводил в родовом орловском имении Лукьянчиково, доставшемся ему по духовному завещанию родителей, составленному в 1803 году (подлинник хранится в архиве. – Прим. авт.). «Я всю зиму живу в деревне и в городе бываю только, чтобы посетить старика моего, которого в лета его (84 года) можно назвать молодцом», – писал Ермолов своему другу в 1830 году. Тем не менее в исповедных ведомостях села Лукьянчиково за 18271830 годы не встретилось записей о проживании генерала в имении. Видимо, немало времени он проводил в Орле. Здесь же добавим, что Алексей Петрович покинул Орловщину в 1831 году и поселился в купленном подмосковном имении Осоргино, куда позднее перевел и часть дворовых людей из Лукьянчиково, официальным владельцем которого стал после смерти отца.
Находясь в Орле, А.П. Ермолов жил в каменном двухэтажном доме на Борисоглебской улице (ныне ул. СалтыковаЩедрина), в том месте, где она пересекается с улицей Введенской (ул. 7 Ноября). По данным исследователя Р.М. Алексиной, этот дом был городской усадьбой отца генерала с 1770х годов и располагался в 10м квартале (с 1870х – в 19м квартале) 3й части города (ныне Советский район), в нижнем этаже которого располагалась библиотека. Она же пишет, что пососедству стоял дом надворного советника Бодиско, от фамилии которого этот городской участок называли «Бодискиной горой». В архивных источниках сообщается, что в бытность П.А. Ермолова председателем гражданской палаты его подчиненным был Яков Бодиско, сменивший его на этом посту.
Имеются свидетельства о том, что в конце 1805 года в доме Петра Алексеевича состоялось совещание губернской администрации во главе с губернатором Д.И. Яковлевым, поводом для которого стало сражение под Аустерлицем.
Далее приведем строки из письма генерала Ермолова, опубликованные в книге В. Катанова «Однажды в Орле» (без даты, предположительно, 2я половина 1827 года. – Прим. авт.): «Я здоров, живу со стариком моим в деревне, … наш город Орел кажется взятым штурмом ябедниками и подьячими. Не взирая на все сие, я строю дом в городе». По сведениям Алексиной, от строительства дома (флигеля) рядом с городской усадьбой Алексей Петрович вскоре отказался, потому как «старик» его захотел «жить в уединении». Тогда же было решено построить для него дом на окраине, рядом с архиерейским домом, а Алексею Петровичу поселиться в усадьбе на Борисоглебской улице.
С домом Ермоловых на Борисоглебской улице связано знаменательное событие в летописи Орла. В начале мая 1829 года проездом на Кавказ опального генерала посетил А.С. Пушкин. Исследователи указывают, что Пушкин пробыл в Орле два дня и трижды встретился с Ермоловым, об этом, в частности, пишут литературовед В.А. Громов и Р.М. Алексина. О поездке к Ермолову поэт вспоминал: «Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел, и сделал, таким образом, 200 верст лишних; зато увидел Ермолова. Он живет в Орле, близ коего находится его деревня. Я приехал к нему в восемь часов утра и не застал его дома. Извозчик мой сказал мне, что Ермолов ни у кого не бывает, кроме как у отца своего, простого набожного старика, что он не принимает одних только городских чиновников, а что всякому другому доступ свободен. Через час я снова к нему приехал… Он был в зеленом черкесском чекмене. На стенах его кабинета висели шашки и кинжалы, памятники его владычества на Кавказе… Я пробыл у него часа два. Разговор несколько раз касался литературы…».
А.П. Ермолов об этой знаковой встрече рассказывал своему двоюродному брату герою Отечественной войны 1812 года Денису Васильевичу Давыдову: «Был у меня Пушкин. Я первый раз видел его и, как можешь себе вообразить, смотрел на него с живейшим любопытством. В первый раз не знакомятся коротко, но какая власть высокого таланта! Я нашел в себе чувство, кроме невольного уважения». Кстати сказать, двумя годами ранее, в августе 1827 года, Денис Давыдов приезжал в Орел к Алексею Петровичу Ермолову и его отцу.
После Ермолова владельцем старинной городской усадьбы стало семейство Раппов, которым она была продана в 1836 году. В книге «Орел. Жития и жители» Е. Ашихмина сообщает, что после пожара 1841 года новые хозяева сдали двухэтажный дом Орловской городской полиции. После Раппов было еще несколько владельцев генеральского дома. А с 1873 года – владельцами дома стало известное семейство дворян Лопухиных, о чем сообщается Р.М. Алексиной в статье «Дома Ермоловых в Орле».
Лопухины были собственниками бывшего дома Ермолова до 1911 года (по сведениям из «Орловского вестника», выявленным Л.В. Ивановой). В 1912 году владельцем указан Товий Моисеевич Коген, построивший рядом с домом каменное одноэтажное помещение, в котором была устроена торговая лавка. После Октябрьской революции дом оставался во владении Когенов вплоть до 1924 года. Когда произошла перенумерация и он стал числиться по адресу: СалтыковаЩедрина, № 8, не установлено. По неуточненным сведениям, в советский период использовался под жилье.
Дом был снесен в 1980 году (по данным Алексиной), возможно, немного позднее. На его месте возведено многоэтажное здание для служб УВД, на торцевой стороне которого размещен горельеф с изображением генерала и поэта с текстом из «Путешествия в Арзрум».
Печатается с сокращениями.
Лариса Кондакова, начальник отдела использования и публикации документов ГАОО