22 октября в «Свободном пространстве» состоялась первая премьера сезона.
Уже можно с уверенностью говорить о том, что спектакль «Поминальная молитва» (16+) по произведению ШоломАлейхема стал для режиссера Веры Анненковой очередным успехом в Орле.
Присутствовавшие зрители назвали постановку «глубокой, трогательной и очень настоящей», в то время как сама Вера Михайловна еще до того, как премьера состоялась, отметила, что стремилась именно к этому.
– Готовясь к постановке, я очень много консультировалась, в том числе и с раввинами, я побывала в синагоге, и для меня это стало очень интересным опытом. Мне важно было вникнуть в суть еврейского юмора, понять, как правильно это воспринимать, – делится она. – Когда понимание этого стало приходить, у меня мурашки бежали по коже. В процессе работы над спектаклем я пребывала в настоящем состоянии потока, когда мироздание как будто специально посылает правильную музыку, правильные книги, правильное кино и правильные мысли. Нечто такое, что я могла нести сюда, на репетиции, нечто, благодаря чему спектакль становился еще более наполненным.
Рассказы про Тевьемолочника, написанные прославленным еврейским писателем и драматургом ШоломАлейхемом в начале 20 века, в 1989 году легли в основу пьесы Григория Горина «Поминальная молитва», по которой в Ленкоме сразу же был поставлен одноименный спектакль. В этих датах Вера Анненкова также отмечает как будто особый смысл.
– Тевьемолочник бедный еврей, мелкий торговец, мечтающий удачно выдать замуж пятерых своих дочерей, – продолжает режиссер. – Будет справедливо сказать, что по ходу развития сюжета он проходит семь кругов своего личного ада, однако пьеса в первую очередь не об этом, она не о страданиях как таковых. Действие происходит в период, когда революционные настроения добираются даже до маленькой деревеньки, где живет и трудится семья Тевье. Схожие революционные идеи и настроения витали в воздухе и в 1989 году, когда появилась пьеса. Так что история эта в том числе и о революции. Не той, которую приносят на штыках, но той, которую правильно, пожалуй, будет назвать сломом вековых устоев, прощанием с привычным укладом жизни.
Даже не преодолевая, а проживая все выпадающие на его долю испытания, Тевьемолочник непрестанно даже не молится, он разговаривает с Богом, обращается к Нему как к личности, как к собеседнику, как к отцу, которого благодарит, с которым обсуждает волнующие человечество веками вопросы, на которого бывает, что и ропщет.
– Эти беседы с Богом и с собой действительно помогают ему двигаться вперед, если можно так сказать, везти на себе всю эту историю, – говорит исполнитель главной роли Сергей Козлов. – Через эти разговоры он приходит к чемуто новому, осознает для себя нечто важное. Это хорошая история, и я искренне даже не советую, а желаю всем посмотреть ее.
Жанр спектакля –трагикомедия, и «Поминальная молитва» в самом деле делает зрителю смешно, а потом очень грустно, а потом снова заставляет смеяться, но уже совсем иначе. И после того, как занавес опускается, хочется просто помолчать.
– Поминальная молитва – это не о чемто погребальном, тут подразумевается прежде всего память, и память светлая, – говорит Вера Анненкова. – Память о днях, которые безвозвратно ушли, о нашем личном утраченном рае.
Благодаря художнику по костюмам Клене Родкевич, сценографу Сергею Тимонину, хореографу Вячеславу Суетину и художнику по свету Тарасу Михалевскому спектакль и в визуальном плане получился совершенно особенным. Лаконичным и стильным, дарящим погружение в разворачивающуюся на сцене историю вплоть до ощущения прозрачного и наполненного чемто особенным воздуха.
– Во время работы над спектаклем я всматривалась в лица актеров и видела, насколько они проживают эту историю, насколько глубоко ее чувствует каждый. И перед премьерой я просила их, каким бы странным это ни казалось, ничего не играть, – делится Вера Анненкова. – Мы все понимаем, что, вероятно, не можем претендовать на стопроцентную достоверность, но я просила актеров прожить свое восприятие этой истории на сцене перед зрителями так же, как они делали это на репетициях.
В свою очередь исполнительница роли Голды, жены Тевье, Мария Козлова, отмечает, что погрузиться в образ, прочувствовать его, стало для нее особой радостью.
– Еврейская семья и роль матери в еврейской семье – тема особенная, вызывающая особый трепет, и эта роль стала для меня настоящим подарком, – говорит Мария. – Это потрясающий опыт, и он в том числе о том, как это было бы здорово, если бы сегодня отношения в семьях строились на таком же безусловном уважении друг к другу, когда муж – капитан семейного судна, но находится судно это на женской, материнской ладони.
Вера Анненкова подчеркивает, что в современных реалиях «Поминальная молитва» кажется ей особенно актуальной.
– Народ, претерпевавший так много, умеет понастоящему любить жизнь, – говорит она. – Этот юмор объективно может казаться очень грустным, даже жестоким, но он очень искренний и по сути своей очень мудрый. На вопрос «Кто ты?» Тевьемолочник отвечает не задумываясь: «Я русский человек еврейского происхождения, иудейской веры». Это его «Святая Троица», и в идеале мне бы очень хотелось, чтобы каждый из нас мог дать себе такой же четкий ответ. На вопрос о том, почему он смеется, Тевье тоже отвечает просто: «А что еще нам осталось?». На мой взгляд, сегодня, когда мы терпим множество ограничений, это особенно важно. Этим спектаклем я хочу сказать всем нам: «Радуйтесь, люди, радуйтесь! Не пресыщайтесь простыми ценностями и радостями». И надеюсь, что, если мы все задумаемся над этим, нам станет немного легче.
Анастасия Извекова