21 августа исполняется 145 лет (1871г.) со дня рождения нашего земляка, яркого и самобытного писателя, классика русской литературы – Леонида Николаевича Андреева
Максим Горький считал его «человеком редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины». А начались эти поиски в Орле на Пушкарных улицах. Семнадцать лет Леонид Андреев прожил в доме № 41 по 2й Пушкарной улице. Он был построен отцом писателя в 1874 году и сохранился до наших дней. 25 лет назад, 21 августа 1991 года, в день 120летнего юбилея писателя, в доме открылся музей.
Где бы ни находился, Леонид Николаевич всегда вспоминал свою малую родину и сравнивал окружающую природу с милой его сердцу – орловской. Так, в феврале 1914 года он писал своим родным из Рима: «В пешеходных тропинках, протоптанных по зеленым буграм, есть чтото напоминающее орловские поля; и воздух мягкий, безветренный и теплый, как у нас за Орлом в погожий летний вечер, – и когда шел я не торопясь, то казалось, будто мне всего 18 лет и я еще орловский гимназист…».
В очерке «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» Андреев так описывал Орёл своей юности: «Я жил в городе, в котором есть природа, и отсюда, понятно, что город этот не был Москва. В том городе были широкие, безлюдные, тихие улицы, пустынные, как поле, площади и густые, как леса, сады. Летом город замирал от зноя и был тих, мечтателен и блаженнонедвижим, как отдыхающий турок; зимой его покрывала густая пелена снега, пушистого, белого, мертвеннопрекрасного. Он высокими белыми горами лежал на крышах, подходил к самым окнам низеньких домов и немой тишиной наполнял весь город».
В год рождения своего первенца Николай Иванович Андреев, служащий железной дороги, получал всего 15 рублей в месяц, из которых 4 рубля платил за съемную квартиру.
На пересечении улиц Панчука и 1й Пушкарной сохранился старый бревенчатый дом № 56. Он был построен в 1867 году и принадлежал «тарусской мещанке Настасии Николаевой Ганьшиной». Интересен тот факт, что хозяйка дома, будучи неграмотной (все документы за нее подписывал муж), занималась торговлей и держала пристроенную к дому лавку. Здесь же, во дворе, находился флигель, в котором родился Леонид Андреев. В 1903 году флигель сгорел, а дом сохранился до сих пор. В настоящее время здесь живет несколько семей. Облик здания меняется на глазах: сохранилась совсем небольшая часть подлинного дома Ганьшиных.
Мать писателя, Анастасия Николаевна, позднее вспоминала: «Скажу откровенно, в год рождения Леонида и после частенько мы с мужем голодали». Из нищеты они выбрались только после того, как Николай Иванович занялся частной практикой землемератаксатора. Позднее поступил на службу в Орловский городской общественный банк, построил дом и начал обзаводиться хозяйством.
Несколько лет понадобилось Николаю Ивановичу, чтобы выстроить свои «хоромы», выделяющиеся среди небольших соседских домишек. Просторный (в 10 комнат) дом на высоком каменном фундаменте был украшен затейливой резьбой. С улицы в дом можно было пройти по парадному входу и через застекленную террасу выйти прямо в сад. Огромный каменный погреб, способный вместить для хранения неимоверное количество вина, солений и много чего другого, располагался практически под всем домом. Во дворе были такие хозяйственные постройки, «которым более пристало находиться в благоустроенном имении, гденибудь на широком просторе черноземной полосы, нежели в городе». Местные жители называли дом Андреевых «барской усадьбой». Единственным домом в городе, на крыше которого была установлена модная в то время (особенно в дворянских усадьбах) «эолова арфа» – был дом Николая Ивановича. Вечерами, когда все стихало вокруг, жители Пушкарной улицы могли слышать мелодию, напоминавшую какуюто печальную песню: «… ветер приносил на крыльях своих новые звуки, явственно слышные (…). То были печальные и странные мелодические звуки, и не руками живых людей вызывались они в эту черную ночь. Легкие, как само дуновение ветра, они то нежно молили, и плакали, и умолкали с жалобным стоном, то, гневно ропчущие, поднимались к небу с угрозой и гневом. Словно чьято страдающая душа молила о спасении и жизни и гневно роптала».
Отец Леонида Андреева был для своего времени довольно прогрессивным и увлекающимся человеком, интересовался всем новым. Эти качества были присущи и его старшему сыну. На чердаке своего дома отец соорудил телескоп и часами смотрел на звезды. «…отец мой был человеком ясного ума, сильной воли и огромного бесстрашия.., – вспоминал впоследствии писатель. – Книги, .., любил и читал много, к природе же относился с глубочайшим вниманием и той проникновенной любовью, источник которой находился в его мужицкопомещичьей крови».
Насколько отец смотрел на жизнь ясными и трезвыми глазами, настолько для матери писателя жизнь была полна загадок и чудес. Будучи отчаянной фантазеркой и обладая прекрасным даром рассказчика, Анастасия Николаевна наполнила детскую жизнь Леонида фантастическим миром сказок и былинных героев. Рассказывала она образно, ярко, часто приукрашивала свой рассказ и к былям прибавляла нечетное количество небылиц. Правда в ее рассказах так искусно переплеталась с выдумкой и фантазией, что невозможно было порой отделить одно от другого.
В 1916 году Леонид Андреев написал автобиографическую пьесу «Младость». После ее выхода родные и близкие Андреевых сразу узнали знакомую им семью. Главный герой пьесы Николай Андреевич Мацнев внешностью и чертами характера напоминает отца писателя. А под именем Александры Петровны Мацневой представлена Анастасия Николаевна Андреева.
Мотив родного дома – один из наиболее личных в творчестве Андреева. Основой многих его произведений стали воспоминания о юности, семье, о близких людях. Будучи уже известным писателем, Леонид Николаевич не раз приезжал в родной город. Посещал дом, где прошли его детские и юношеские годы, встречался с друзьями. И, наверное, так же, как герой его романа «Сашка Жегулев», думал: «Какая радость: идти по знакомым и родным местам, где каждый столбик и канавка и каждая доска забора исписана воспоминаниями, как книга, и все хранит нерушимо, и все помнит и обо всем может рассказать!».
Надежда Деулина,
научный сотрудник Дома Л. Андреева