Посетив впервые Орёл в дни юбилея города, петербуржец Николай Николаевич Валуйский выразил горячее желание встретиться, как он выразился, с «братьями-огнеборцами». Он никогда не был на Орловщине, но жизнь его предков тесно связана с Орловской губернией, в которую до 1928 года входил Елец.
Странные купцы
Предки Николая Николаевича, купцы братья Николай и Дмитрий Валуйские, содержали в Ельце кожевенный завод. Однако подлинную славу и признание братья Валуйские сыскали на ином поприще, чем искусная выделка шкур.
Известно, что пожары XIX века были столь разорительными, что истребляли в Ельце (впрочем, как и в Орле) не только отдельные дома, но и целые улицы, кварталы. В 1811 году братья Валуйские создают при своем кожевенном заводе первую в Российской империи добровольную пожарную команду. В ее задачи входило не только спасение имущества предприятия, но и домов всего города и даже ближайших к нему деревень. Оснащена она была, выражаясь современным языком, по последнему слову техники. Содержание команды доходило в год до 10 тысяч рублей, тогда как за 10 рублей в то же время можно было купить корову. Младший брат, Николай Васильевич, имевший свою команду, даже приобрел английскую паровую трубу (пожарный насос) фабрики «Shand Maeson», стоившую 7 тысяч рублей. С ее помощью всего за минуту можно было доставить одну тонну воды на высоту седьмого этажа. Даже в Москве в то время было только три таких трубы.
Не щадя жизни
Случись в Ельце или окрестностях пожар, на него выезжали все рабочие завода. Братья Валуйские и их сыновья всегда мчались первыми в пожарном обозе. Они считали унизительным прибывать на пожар позже городской пожарной команды.
«Рабочим всегда приходилось на пожарах видеть своих хозяев героями, – писал в «Пожарном деле» бывший елецкий становой пристав, коллежский асессор Николай Крупкин, – они всегда храбро стояли на крышах горящих зданий с брандспойтом в руках, их не смущал ни жар огня, ни падение горящих стропил, ни провал потолка, ни даже то, что на них самих загорались шапки и одежда».
На средства Валуйских в Ельце была построена пожарная каланча, она существует по сей день. Ее изображение украшает десятирублевую монету, выпущенную в 2011 году Государственным банком РФ.
– Это редчайший случай в истории страны, когда на протяжении почти 100 лет одна купеческая семья на собственные средства содержала добровольную пожарную команду, – рассказывает Николай Николаевич Валуйский, прямой потомок Дмитрия Васильевича Валуйского.
Велика была признательность простых крестьянских семей к своим спасителям. Не были они обижены и вниманием властей: за самоотверженную деятельность по тушению пожаров Валуйские, Николай и Дмитрий, были награждены медалями и – самое главное – званием потомственных почетных граждан, высшим для особ недворянского происхождения.
Память о них живет
В середине 1880х сыновья Василия и Дмитрия Валуйских – Платон Дмитриевич и Мелитон Николаевич – разорились и уже не могли содержать добровольную пожарную команду. Более того, им пришлось закрыть кожевенное производство, а их детям искать службу.
Но добрая память о Валуйских жива в Ельце до сих пор. Николай Николаевич Валуйский в 1996 году установил на свои средства на той самой пожарной каланче гранитную плиту, посвященную героическим предкам. На ней написано: «Братьям Валуйским: Николаю и Дмитрию. Первым пожарным и спасителям Ельца».
В дни празднования 450летия Орла Валуйский встретился с руководящим составом Главного управления МЧС России по Орловской области. С большим интересом сотрудники управления выслушали рассказ о самоотверженных пожарных, людях, близких им по духу; о первой добровольной пожарной команде; о более чем 30 полезных свойствах конусного пожарного ведра, изобретенного, кстати, Валуйскими.
В подарок Николай Николаевич преподнес спасателям копию «Наставлений о скорейших и удобных средствах к прекращению пожаров», составленных Дмитрием Васильевичем Валуйским в 1870 году.
Апухтин из блокадного Ленинграда
Валуйский привез с собой из северной столицы особо ценный подарок – дореволюционное посмертное издание сочинений нашего земляка Алексея Апухтина с факсимильно воспроизведенным автографом поэта, посвящением собирателю его стихов Георгию Карцову.
4 августа он передал книгу в дар Музею писателейорловцев, один из залов которого посвящен Апухтину.
Книга принадлежала отцу Николая Николаевича – Николаю Митрофановичу Валуйскому. Военный врач, участник Гражданской и Советскофинской войн, он сохранил ее в самых тяжелых обстоятельствах. В замерзающем блокадном Ленинграде не обменял на кусочек хлеба, не бросил в огонь ради спасительного тепла…
Рядом с редкой книгой в экспозиции будет храниться и копия печально знаменитого ленинградского объявления времен блокады: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».
Николай Николаевич Валуйский окончил индустриальнопедагогический техникум, школу этикета и протокола. Но судьба сделала неожиданный поворот, и сегодня Николай Николаевич – инженер пожарной безопасности больницы имени Боткина в СанктПетербурге. Так что и в нем страсть прадедов к пожарному делу получила свое продолжение.
Любовь Захарова
Фото автора