Туристическая отрасль оказалась одной из наиболее подверженных сфер в условиях пандемии. В отчете, опубликованном совместно с Всемирной туристской организацией, говорится, что международный туризм и связанные с ним сектора понесли убытки в размере 2020 триллиона долларов после резкого сокращения числа международных туристических поездок.
Для российской экономики в целом такой провал туризма неприятный, но не катастрофический (в ВВП России на долю туристической отрасли в 2019 г. приходилось порядка 4%, и в нормальных условиях к 2035 г. этот показатель должен был вырасти до 7%). Однако для многих экономик мира туризм куда более значим.
Коронавирусные ограничения в сочетании с изменениями реальности заставили индустрию туризма быстро меняться – просто чтобы выжить. В результате сформировалось несколько заметных трендов, которые, скорее всего, останутся актуальными и в обозримом будущем.
К ключевым трендам развития российской туристической сферы в текущих условиях относят цифровизацию и ориентацию на внутренний туризм.
По мнению эксперта кафедры менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Горбовой Ирины, если исходить из оптимистичного сценария развития событий, то сфера туризма сможет восстановиться за три-четыре года с учетом выхода на уровень 2019 года.