Премьер-министр РФ Михаил Мишустин по итогам рабочей поездки в Калининградскую область в университет им. Канта в Калининграде поручил Минобрнауки РФ до 1 апреля 2022 года навести нормативный порядок в части использования сетевых образовательных программ в вузах. Об этом сообщила пресс-служба кабинета министров. Иными словами, теперь диплом выпускника станет куда весомей, в нем появится больше информации о программе обучения студента.
Как отмечает эксперт кафедры общих дисциплин Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ирина Булгакова, здесь речь идет о возможности для студентов после окончания учебы получать диплом с указанием всех вузов, которые принимали участие в сетевой программе. Помочь в этом вопросе Михаила Мишустина попросила студентка Анна Бугаева, когда глава правительства посещал расположенный в Калининграде Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. Анна Бугаева спросила руководителя кабмина о том, почему, фактически обучаясь в трех вузах, она получит диплом с указанием только одного университета. И практика в ведущих научных лабораториях ей тоже не зачтется в итоговой аттестации. А поскольку сетевое обучение набирает силу в системе высшего и среднего образования, Михаил Мишустин поручил Минобрнауки «навести нормативный порядок в сфере вузовского образования в части использования сетевых программ» до апреля 2022 года. Речь идет не только о дальнейшем внедрении сетевых программ – такой план уже утвержден по поручению президента. Но отныне — и о возможности для студентов получать диплом с указанием всех вузов, которые принимали участие в сетевой программе.
Ирина Булгакова обращает внимание на то, что сетевые программы – недавно принятая модель образования. Суть ее в том, что вузы заключают соглашение друг с другом об обмене знаниями и студентами, обычно в «сеть» объединяются от двух до пяти университетов. Студентам при этом можно «добирать» предметы и компетенции в других вузах, а также пользоваться лабораторными и проектными мощностями не только родных университетов, но и их компаний-партнеров.
По мнению эксперта кафедры общих дисциплин Ирины Булгаковой, это хорошая возможность расширить качество и спектр своих знаний, особенно в пандемию, когда большинство вузов функционируют дистанционно. Сетевые программы действительно новое слово в обучении, и Россия идет в ногу со всем миром. Еще в 1990-х гг. профессор Гарварда Эрик Мазур разработал методику обучения Peer instruction. И хотя изначально этот метод был направлен на обучение взрослых, подходит он и студентам, и старшеклассникам. Суть в том, что обучение становится интерактивным, коммуникативным, в нем есть элемент соревновательности и много самообразования. Это семинары, обсуждения, проекты, «мгновенное тестирование» и прочее. Сетевая модель расширяет эту модель, выходя за рамки одного учебного заведения.
Похожие методы сотрудничества уже давно практикуют МГУ, ВШЭ, РАНХиГС и др. Причем «дружат» и обмениваются студентами они не только друг с другом, но и с ведущими университетами мира уровня того же Гарварда, Кембриджа и Сорбонны. Но сейчас речь о том, чтобы ввести сетевые взаимодействия в систему по всей стране. В этом году сетевые программы внедрили у себя 9 университетов и один колледж. В «сеть» объединились Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и Дальневосточный федеральный университет, Амурский госуниверситет и Московский авиационный институт (МАИ).
Существует еще модель ресурсного центра, в которой один вуз выступает базой, ядром для сотрудничества, а другие интегрируются в университет, обладающий наибольшим материальным и кадровым потенциалом. На пути многих начинаний стоят устаревшие нормативы обучения (ФГОСы). Поэтому сейчас, когда сетевое обучение уже существует, очень важно обновить и нормативную базу, в частности стандарты формирования дипломов в бакалавриате и магистратуре. Пока что у нас действует правило «один вуз – один диплом», и оно должно поменяться.
Отмечается, что срок выполнения поручения назначен на 1 апреля 2022 года.