От первой появившейся в канун Рождества звезды и до крещенского освящения воды во многих странах мира люди празднуют Святки.
Рассказывая об этом удивительном, таинственном, веками будоражащем человеческие умы и фантазию времени, руководитель клуба народных традиций «Орловские Вечорки» Евгения Серебренникова отмечает, что никакого отношения к понятию святости Святки изначально не имеют.
– Тому, что же такое Святки, нет четкого обозначения по сей день, но сама традиция таких гуляний уходит корнями глубоко в дохристианские времена, – подчеркивает она. – Точнее всего, пожалуй, Святки можно определить как дни веселья и особого торжества.
Зарождение праздника изначально приходится на одну из важнейших астрономических точек года – зимнее солнцестояние. Это время, когда каждый зимний день начинает становиться длиннее «на воробьиный скок», а люди начинают ждать прихода весны.
– Наши предки нуждались в определенных природных ориентирах, и таковыми служили четыре важнейшие точки календаря: зимнее, весеннее, летнее и осеннее солнцестояние, – продолжает Евгения.
Со становлением христианства празднование Святок стало приходиться на период от Рождества Христова до Крещения Господня, и отношение к ним зачастую было неоднозначным. Так, во времена святого Иоана Златоуста на подобные празднества действовали запреты, а вот Петр I Святки любил, и с огромным удовольствием принимал участие в гуляньях.
Сегодня обрядовость празднования Святок в России, Беларуси, Индии, Греции, Англии, Германии и других странах во многом похожа.
Традиции святочных колядных дней предполагают присутствие на улицах и в домах ряженых.
– Персонажей, которыми наряжались в Святки, можно условно разделить на три категории, – продолжает Евгения Серебренникова. – Это животные, такие важные для жизни, как корова или коза, либо куры. Персонажи социальные, такие как поп или военачальник. И персонажи потустороннего мира, такие как покойник.
Считалось, что с колядующими следует быть щедрым, в противном случае в предстоящем году семью будут ждать неприятности и даже беды. Более того, если хозяева дома оказывались скупы, ряженые могли ворваться к ним и устроить погром. Считалось, что таким образом от самого дома и его обитателей отводили беды, накликанные их жадностью.
Одной из самых интересных и волнующих святочных традиций были и остаются гадания. Способов заглянуть в будущее великое множество, и гадают в эту пору не только на возможное замужество, но и на благополучие в целом, на свое положение в обществе и даже на смерть.
– Важно, что с приходом христианства само отношение к смерти изменилось, представления о ней стали пугающими, – рассказывает Евгения. – В языческие же времена наши предки воспринимали смерть как нечто естественное, как начало нового круга жизни, и если гадание предрекало им скорую кончину, истолковывали это как возможность подготовиться и завершить свои земные дела.
Само восприятие увиденного в процессе святочных гаданий всегда было образным. Так, девушки, садившиеся перед зеркалом со свечой, чтобы взглянуть на суженого, видели, как правило, не конкретное лицо, а например, медвежью лапу или тройку лошадей, – некий символ, обозначавший предназначенного им мужчину.
Более того, именно Святки становились временем для посиделок и вечерок, во время которых парни и девушки не только веселились, но и присматривались друг к другу.
– Любопытно, что право выбора молодого человека всегда оставалось за девушкой, – продолжает Евгения Серебренникова. – Развлечений в такие вечера было множество, они предполагали и испуг, и веселье, и кокетство, но парни могли лишь показать себя, в то время как именно девушка называла того, с кем желает играть и забавляться этим вечером.
Кроме того, Святки, как и другие пиковые точки года, традиционно были наилучшим временем для того, чтобы вспомнить о существовании рядом с нами другого, тонкого мира, который следует уважать.
Так, во время святочных гуляний наши предки играли в свадьбу, наряжая не Невесту и Жениха, а Невесту и Покойника, как символ гармонии и почтения к незримым, но оказывающим большое влияние на человеческую жизнь силам.
Завершались Святки всегда купанием в проруби, но и эта традиция к христианским верованиям отношения изначально не имела.
– В Святки люди вели себя несвойственным им образом, играли определенные роли, – поясняет Евгения. – Так, добропорядочный кузнец мог примерить на себя образ Покойника. Считалось, что для того, чтобы эту нежеланную и потенциально опасную энергию смыть, следует окунуться в прорубь, искупаться в ледяной воде. Много позже эта традиция была адаптирована под господствующие сегодня на территории нашей страны верования. Как мы видим, она продолжает жить по сей день.
Анастасия Извекова