Конечно, они не были такими яркими, как сегодня – уровень полиграфии был не тот, а многие открытки вообще делались вручную. Однако эти старые открытки – прекрасные иллюстрации традиций и обычаев, существовавших тогда в России…
Православные празднуют Рождество 7 января. До 1918 года Рождество в России отмечали 25 декабря – в день, когда его отмечают католики и протестанты, однако в нашей стране это было 25 декабря по юлианскому календарю, а в большинстве европейских стран и США – по григорианскому. Григорианский календарь был введен в России только после революции, и в современном григорианском календаре «юлианское» 25 декабря попадает на 7 января.
На большинстве дореволюционных рождественских открыток можно увидеть библейские сюжеты или ангелов. Народные представления о появлении на свет Иисуса Христа сформировались под влиянием Евангельских сказаний, легенд и преданий. Традиционные образы, связанные с рождением Христа – вертеп (пещера), ясли с младенцем, животные – вол (символ покорности и трудолюбия) и осел (символ упорства), Иосиф и Богоматерь.
На самых старых открытках с Рождеством Христовым все персонажи рисованные, но с появлением фотографии начали печатать открытки с постановочными сценками и детишками, переодетыми ангелами. В основном такие открытки продавали в фотоателье, и они были очень популярны, ведь изображение действительно было живым.
Сочельник (канун Рождества) принято было справлять скромно, а на следующий день начинались гулянья – Cвятки. И, несмотря на то, что православная церковь всегда выступала против этих языческих пережитков, желание русского народа гадать и веселиться, очевидно, пересилить невозможно.
На многих дореволюционных открытках можно увидеть ряженых – люди наряжались свиньями, медведями, разной нечистью, делали страшные маски и пугали друг друга, играли в снежки, катались на санях, а девушки гадали на суженого.
Другие рождественские открытки изображают детей или молодых людей, в рождественскую ночь ходивших из дома в дом и славивших родившегося Христа. Этот обычай так и называется – славление.
Было принято останавливаться под окнами, петь песни, в прибаутках желать хозяевам дома добра и всяческих благ. Хозяева угощали славивших, при этом соревнуясь в щедрости, вот почему в компании всегда был кто-то с большим мешком или коробом для угощений.
Не менее популярными были открытки с бытовыми сценками на рождественскую тему – как и самая первая рождественская открытка, они изображали накрытый к празднику стол, детей, раскрывающих подарки, веселые, иногда не очень трезвые компании и парочки. Посылая такие открытки, люди желали друг другу того, что на открытке было изображено – чтобы дом был полной чашей и всегда хватало денег на хороший праздничный стол.
Открытки времен Первой мировой войны изображали солдат, вернувшихся к семьям в канун Рождества – это тоже было своеобразное пожелание.
Другие «бытовые» открытки к Рождеству изображают наряженные елки. Традиция наряжать хвойное дерево пришла в Россию вместе с первым новогодним праздником из Германии, однако до 30-х годов XIX века россияне, как правило, ограничивались еловыми ветками.
Первые елки и елочные украшения появились в домах петербургских немцев, но к концу XIX века традиция начинать праздники с украшения елки распространилась в России повсеместно.
Среди «бытовых» открыток были «открытки для взрослых», изображавшие целующиеся парочки. Действительно, обычай требовал пришедших на Рождество в дом гостей обмениваться с хозяевами поцелуями, и для молодых людей праздник был едва ли не единственной возможностью поцеловаться до свадьбы, поэтому его ждали с трепетом.
И конечно, со многих дореволюционных рождественских открыток на нас смотрят котята, цыплята и поросята, которые как будто тоже радуются светлому празднику Рождества.
По материалам Орловской областной библиотеки имени И.А. Бунина