Тренд изменений привычек пользователей все больше направлен в сторону экосистем, что вызывается в большей мере доверием к существующим компаниям и маркам, объединившимся под одной группой. Одновременно с этим подвижность поведенческих интересов приводит к тому, что пользователь ищет наиболее комфортные условия для работы и дома. Удаленная работа высвободила часть времени для личных потребностей, а на спрос как известно сразу рождается предложение. Возникло множество сервисов в форме просмотра видео, прослушивании музыки, чтения книг, просмотра веб-сайтов, использования финансовых инструментов и т.д. Данные сервисы начали свое объединение в экосистему, удобную систему для пользователя ресурсов.
В 2021 году крупнейшими экосистемами являлись СБЕР, Яндекс, Mail.ru Group, Тинкофф, МТС. У каждого из которых присутствует свой якорный бизнес, голосовой помощник, медиа.
Большая часть экосистем использует новшества Индустрии 4.0, к примеру такие как речевая аналитика, позволяющая искусственному интеллекту понимать, что вы сказали, с какой интонацией и эмоцией, на сколько качественно вас обслужила компания. Это важный прорыв в применении экосистем, когда объединяют не только сервисы, но и искусственный интеллект, когда появляется возможность компаниям принимать оперативные управленческие решения на основе обработки большого массива данных.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ирины Кружковой, сейчас большая часть создаваемых экосистем сталкивается с вопросом максимально комфортного «вхождения» в нее: авторизация, идентификация, биометрия и другие, которые позволят пользователям не запоминать и не сохранять идентификаторы в виде логина и пароля.
Выбор пользователем идеальной экосистемы определяется рядом основных сервисов, которые использует клиент, это играет определяющую роль в выборе экосистемы. Таким образом, по мнению эксперта Ирины Кружковой, развитие идеальной экосистемы определяется интересами пользователя, а именно якорным бизнесом экосистемы: Сбер и Тинькофф – финансы, МТС – связь и коммуникации, Яндекс и Mail.ru – цифровые сервисы. Но и данный факт является еще не окончательным, все процессы глобализируются и в будущем существует перспектива создания идеальной экосистемы путем их слияния и видоизменений в пользу клиента.