Разгул коронавируса вызвал стремительный рост инфляции в большинстве стран.
Центральные банки развитых стран пока не ввели жестких мер по регулированию инфляции. Так, в частности, Европейский ЦБ и Банк Англии в настоящий момент не повышают базовых ставок, и продолжают программы количественного смягчения.
Следует отметить, что на этом фоне американская ФРС уже снижает объемы выкупа активов и сообщила о повышении при необходимости ключевой ставки, при этом денежно-кредитная политика США остается мягкой.
Самое губительное для современных экономик из последствий высокой инфляции – обесценение государственного долга, который у всех развитых страны активно наращивался за прошедшее время с начала пандемии коронавируса.
В России за счет удорожания продуктов питания отмечается стремительное ускорение инфляции по сравнению с развитыми странами, у которых ее рост происходит в основном за счет роста цен на энергоносители.
Банк России, наряду с центральными банками развивающихся странах, по отношению к инфляции занял жесткую позицию, и ключевая ставка у нас была повышена уже несколько раз, — отмечает эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Александр Цвырко.
При этом ЦБ РФ отмечает, что уменьшение ключевой ставки возможно только после снижения инфляции до заданных значений, установленных на уровне 4% в год.
Ведущие экономисты называют прошедшее десятилетие «эпохой рекордно низкой инфляции». Так, даже на фоне долгового кризиса (в 2012 году) уровень инфляции в Европейском Союзе, и в США редко состалял 2% и ни разу не достиг отметки 2,5%. Аналогичная тенденция прослеживалась и у других развитых стран – среднее значение по инфляции в странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) соответствовало аналогичному показателю у США.
Низкий уровень инфляции сопровождался такими же низкими инфляционными ожиданиями при одновременном сокращении уровня безработицы. А это в свою очередь противоречит классической кривой Филлипса (обратной связью между инфляцией и безработицей).
Пандемия COVID-19 и последовавший за ней экономический спад, спровоцированный карантинными мерами, на фоне реализации антикризисных мер вызвали рост цен.
Уровень инфляции к середине 2021 года у развитых стран достиг невиданных за последние 10 лет значений, в частности темп роста цен в США составил 6,2%; в Еврозоне — 5,2% , что выше максимума десятилетия.
На данный момент рост цен стимулируют следующие факторы: эффект низкой базы; рост цен на энергоносители; эффект «бутылочного горлышка»; последствие государственных программ помощи.
На этом фоне развитые страны продолжают поддерживать мягкую монетарную политику, дабы не нарушить начинающееся восстановление. Ключевые центральные банки планируют сворачивать программы количественного смягчения. При этом, следует отметить, что ради устойчивости национальных экономик они готовы мириться высокой инфляцией в краткосрочном периоде.