Будущее искусственного интеллекта (ИИ) быстрыми темпами приближает замену человеческого фактора нейронными процессами машин и компьютерных программ. Одним из существенных преимуществ искусственного интеллекта является скорость обработки данных, возможность обучения системы и экономии человеческих ресурсов.
Уровень применения искусственного интеллекта российскими компаниями на сегодняшний день остается низким, несмотря на рост интереса к ним. По данным исследования в 2020 году порядка 5% организаций применяли в своей деятельности искусственный интеллект в форме виртуальных помощников и чат-ботов. Еще одним элементом искусственного интеллекта являлись компьютерное зрение, преимущественное использование которых прослеживается в производственных процессах. К менее освоенным, но не менее часто применяемым российскими компаниями является распознавание и синтез речи (3,6%), рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений (3,3%), автоматизация процессов (3,1%) и технологии анализа данных на алгоритмах углубленного обучения (2,8%) (по данным (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ[1].
В организациях с численностью сотрудников от 5 до 10 тыс. человек искусственный интеллект использует каждое пятое предприятие, а с численностью 250 и менее – каждое 20. По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ирины Кружковой, применение решений искусственного интеллекта затруднено в связи с их значительной стоимостью внедрения и реализации, низкой информированностью малого и среднего бизнеса о возможностях применения возможностей искусственного интеллекта, со стороны IT-компаний недостаточным предложением готовых для внедрения ИИ-систем.
Стоит так же отметить, что наиболее успешным по уровню применения интеллектуальных систем в настоящее время является услуги и потребительский сегмент, финансовый сектор (23%) и торговля (13%).
По мнению эксперта Ирины Кружковой, принятый Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта определяет базовые принципы внедрения ИИ-систем, способствует повышению доверия пользователей к ним, а также минимизирует риски практики получения и использования виртуальных данных.
[1] Институт статистических исследований и экономики знаний — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (hse.ru)