Главным достижением минувшего года в орловской Детской музыкальной школе №3 им. С.С. Прокофьева стал большой успех ее воспитанников на II Всероссийском фестивале исполнителей на народных инструментах «Душа России». Причем школа выступила и организатором фестиваля.
Ожидаемый успех
Заведующая отделением «Народные инструменты» Елена Юрченко подчеркивает, что ученики музыкальной школы №3 принимали и продолжают принимать участие в конкурсах и фестивалях самых разных масштабов, и это имеет огромное значение не только для самих ребят и их педагогов, но и для школы в целом.
– Сам факт участия в этих конкурсах демонстрирует уровень работы школы, и для нас важно представить ее достойно. Однако международные и всероссийские конкурсы – это совершенно особый уровень, – рассказывает Елена Васильевна. – К сожалению, изза пандемии в последние годы мы лишены возможности выступать очно, что накладывает отпечаток на сам процесс. Дело в том, что подчас музыканту, тем более ребенку, в разы проще подготовиться технически и морально, выйти на сцену и сыграть произведение на одном дыхании, чем поработать на камеру. С другой стороны, в видеоформате есть свои плюсы. Мы можем сделать несколько попыток и представить комиссии самую удачную запись, но эмоциональное напряжение при этом возрастает многократно.
О конкурсах, фестивалях и концертах, в которых ученики Детской музыкальной школы им. С.С. Прокофьева принимают участие, можно рассказывать долго. Это и знаменитая городская благотворительная акцияконцерт «Свет Рождественской звезды», и II Международный фестивальконкурс солистов, ансамблей и оркестров русских народных инструментов «Родные напевы великой страны», и другие.
Одним из главных достижений прошлого года в школе считают участие и заслуженные дипломы, полученные учениками в рамках II Всероссийского фестиваля исполнителей на народных инструментах «Душа России».
Организатором фестиваля являлась непосредственно Детская музыкальная школа №3 им. С.С. Прокофьева. Для участия в нем поступило более 150 заявок от сельских, муниципальных, областных и республиканских учреждений культуры и образования, включая такие крупные города как Москва, СанктПетербург, Казань, Калининград, Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Екатеринбург, Калуга, Тула, Липецк, Брянск и Курск.
– Куратором фестиваля стал заслуженный деятель искусств РФ, академик, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, доктор искусствоведения, композитор Михаил Иосифович Имханицкий, что показывает, на сколь серьезном уровне проходило это мероприятие, – продолжает Елена Юрченко. – Фестиваль представлял собой смотр педагогических идей, представление и передачу педагогического опыта, встречупарад талантливых обучающихся и работников образовательных организаций Российской Федерации. По его итогам все участники получили электронные наградные документы. К нашей общей радости, мы услышали в том числе совершенно особенные, поражающие своей художественностью и мастерством исполнителей номера.
Юные виртуозы
Для участников таких фестивалей занятия музыкой – дело, которому они готовы посвящать все свое время, физические и душевные силы.
– Например, сейчас у нас учится Дарья Сотникова. Ей 14 лет, и она бесконечно влюблена в балалайку, – говорит Елена Васильевна. – Ребенок способен заниматься по 6 часов кряду, и сама осваивает репертуар. На сегодняшний день балалайка уже вышла на уровень академических серьезных инструментов, и в России есть такие замечательные композиторы и мастера, как Александр Цыганков и Сергей Лукин, дающие великолепную школу игры. Даша с радостью это мастерство перенимает.
Ответственность, налагаемая участием во всевозможных смотрах, и радость от побед в них имеют, конечно же, и оборотную сторону.
– Все мы живые люди, и дети не исключение. Случаются и эмоциональные срывы, тонкие моменты, к которым мы тоже стараемся быть готовы, – говорит Елена Васильевна. – Сам дистанционный формат в определенном смысле осложняет не только обучение, но и процесс подготовки к конкурсам, ведь те же оркестранты должны музицировать вместе. Любое творческое ремесло предполагает присутствие педагога рядом с учеником, ведь это не просто некое вербальное толкование, это и тактильность в равной степени. В частности, когда ребенок в первый раз берет инструмент, необходимо показать ему посадку, погружение пальцев. К тому же к конкурсу мы всегда готовим произведения уровнем выше тех, над которыми работаем повседневно. Но необходимость есть необходимость, и мы стараемся справляться.
Блестяще исполнять сложную, «взрослую» музыку совсем юным мальчикам и девочкам удается благодаря общим с родителями и педагогами усилиям.
– Произведение должно быть полностью услышано ребенком, и в этом нам помогают некие художественные образы, беседы о смысле и настроении, заложенных в музыке, прослушивание произведения в исполнении разных музыкантов, – поясняет Елена Васильевна. – Есть дети, с которыми над этим нужно работать, ктото понимает все эти нюансы интуитивно, тут многое зависит от душевной структуры ученика. Тем не менее я глубоко убеждена, что все дети талантливы в равной степени.
Сегодня юные музыканты готовятся к выступлению на областном конкурсе народных ансамблей и оркестров русских народных инструментов, где намерены достойно представить свою школу.
Анастасия Извекова