Помимо запрещённого законом контента в Интернете, который блокирует Роскомнадзор, существует также обширная серая зона деструктивного и вредоносного контента: группы про серийных убийц, шок-контент, школьные расстрелы, идеология бездетности, ненависть к семье и материнству, радикальный феминизм, уличное насилие, аутодеструктив и т.д.
Этот токсичный контент не запрещён, законных оснований для блокирования его в сети и преследования его распространителей – нет. При этом, по мнению эксперта кафедры «Политология и государственная политика» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Елены Савиновой, токсичный контент противоречит основным ценностям России, её стратегическим документам, приоритетам и программам.
Токсичный контент разъедает сознание молодёжи, детей и подростков, служит первым уровнем вовлечения в запрещённую и криминальную деятельность. Довольно большое количество граждан России – в первую очередь родители – обеспокоены разрастанием токсичного контента в цифровой среде, готовы были бы как-то бороться с этим явлением, быть волонтёрами, но им нужен инструмент для этого. Обществу нужен инструмент гражданского контроля за контентом, ведь платформы, где размещается подобный контент, не заинтересованы его удалят, ведь он является рейтинговым.
Первым важным шагом на пути борьбы с токсичным контентом является поручение президента РФ В.В. Путина по итогам заседания Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), прошедшего 9 декабря 2021 года, создать реестр токсичного контента в интернете. Этот шаг позволит охватить «серую зону» формально незапрещённого контента, обеспечить «нулевую общественную толерантность» по отношению к экстремальным меньшинствам, к токсичному контенту, разрушающему традиционные ценности у детей и подростков и противоречащему стратегическим приоритетам Российской Федерации.